Игровые поля. Игровые поля в детском саду на площадке своими руками Игровые поля для игр в доу

Предлагаю многофункциональное игровое пособие « Волшебный круг».


Пособие рассчитано для совместной и самостоятельной игровой деятельности с детьми 5 -7 лет.
Данное пособие будет полезным воспитателям и инструкторам по физическому воспитанию.
Киселёва Светлана Михайловна, МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей «Березка» № 80
Цель игры: «Волшебный круг» – формирование устойчивого интереса к играм с элементами спорта, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
Хочу представить вам игровое пособие «Волшебный круг». Выбор моей находки неслучаен. Данное пособие заинтересовало меня в процессе работы по самообразованию на тему: «Развитие физических качеств дошкольников в процессе организации подвижных игр» и подготовки к методическому объединению. В поисках подвижных игр, направленных на развитие физических качеств большое внимание уделяла материалам не только в методической литературе, но и в интернете.
Моё внимание привлекла игра средней подвижности «Напольный мини-бильярд». (слайд 2). Решила изготовить данное пособие для детей своей группы. Данное пособие представляет собой круг диаметром 2 метра. Изготовлен из дерматина и болони. Круг разделён на сектора, которые обозначены цифрами. Для игры в бильярд нам потребовались кии, которые мы изготовили из бросового материала (основа от самоклеящихся обоев), набор малых мячей и бита.
Целью игры «Мини - бильярд» является – формирование устойчивого интереса к играм с элементами спорта, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
Данное пособие позволяет решить следующие задачи:
1. Содействовать развитию двигательных способностей, обогащать двигательный опыт новыми двигательными действиями.
2. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, меткость и ловкость.
3. Формировать навыки здорового образа жизни, потребность в ежедневных занятиях физическими упражнениями.
4. Воспитывать положительные морально-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, чувство соперничества.
Автор пособия предложила варианты игры «Напольный мини – бильярд, которые мы с успехом используем со своими детьми:
Игра «Попади в шар», где дети учатся без кия рассчитывать нужную силу удара, вследствие чего развивается меткость и глазомер.
Игра «Очки», когда подсчитывают очки раскатившихся шаров по игровому полю. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество очков.
Игра «Выбей шар», где выигрывает игрок, первый выбивший шары соперника.
Игра «Шар в игре» мяч – бита прокатывается игроком к полю соперника. Защитник своей территории старается не дать выкатиться с игрового поля битку.(слайд 5)
Кроме того, данное пособие используем и как игровое поле для игры в «Твистер», которая способствует развитию произвольности (умение играть по правилам и выполнять инструкции), игровой деятельности, навыков общения и партнёрства, пространственного ориентирования и координации (слайд 6)
Но кроме этих игр я придумала и другое использование данного пособия, именно поэтому я его назвала «Волшебный круг». Пособие изготовили с двойным дном, куда помещаем корригирующие коврики. Цель «Волшебного круга» - формирование у детей правильной осанки, свода стопы, профилактика плоскостопия, улучшение кровоснабжения стоп, развитие тактильных ощущений. Предлагаю детям игровые упражнения: « Угадай, на чём стоишь?», (слайд 7)
Многофункциональность этих ковриков в том, что они легко убираются, меняются местами. А также мы можем из них составить целую дорожку по кругу или в длину, которую мы назвали «Весёлый дракоша».(слайд 8, 9)
Наблюдая за играми детей в самостоятельной деятельности, я стала думать над тем, как ещё использовать данное пособие в других видах деятельности. Решила использовать обратную сторону круга для игр с математическим содержанием. На игровом поле расположены прозрачные карманы, куда вставляются цифры и знаки. Играем в игры:
«Сравни числа»,
«Назови соседей числа»
«Найди пропущенное число»
«Составим поясок» (установление логической последовательности)
«Составь число»
«Математические классики» и др.(слайд 10)
Кроме того, круг можно использовать и при обучении грамоте, используя эти карманы: «Найди слова с заданным звуком» , «Прочитай слоги», «Составь слово» и др.

В заключении хочется сказать, что не зря мы назвали данное пособие «Волшебный круг» Потому что при вдумчивом подходе открывается много возможностей его использования в различных видах деятельности.
Его можно использовать в играх с детьми младшего и старшего дошкольного возраста с различными усложнениями, индивидуально, в паре с воспитателем и малыми подгруппами.
Его компактность позволяет хранить игру, не занимая большого пространства, легко трансформируется при минимальной затрате времени.
Игры с использованием нестандартного оборудования, сделанного своими руками, больше нравится детям. Оно яркое, образное, универсальное, способствует созданию благоприятного эмоционального настроя.

Презентация на тему: Многофункциональное игровое пособие "Волшебный круг"

В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссёрская - с мелкими игрушками, где ребёнок развёртывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь, выполняя одну или несколько ролей.

Создать такие условия помогают игры с макетами, они являются более высокой степенью сюжетно-ролевых игр, они востребованы старшими дошкольниками и способствуют развитию ребенка.

Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в группах старшего дошкольного возраста, педагог имеет возможность решать задачу, связанную с развитием сюжетосложения у детей и свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре.

Назначение: обучение игровому моделированию, формирование безопасного поведения на проезжей части.

Цель: изготовление макета для игрового моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, назначением и сигналами светофора, с дорожными знаками, расширить знания о правилах безопасного поведения детей на улице;

Активизировать детей на самостоятельную деятельность в уголке ПДД.

Игровой макет можно использовать для развития мелкой моторики, зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №194»

Педагогическая ценность макета-

игрового поля в организации

предметно– игровой среды ДОУ.

(«Путешествие в Лунный город»)

Составила: Крицкая Вера Сергеевна,

старший воспитатель МБДОУ №194

Педагогическая ценность макета- игрового поля в организации предметно– игровой среды ДОУ.

В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссёрская - с мелкими игрушками, где ребёнок развёртывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь, выполняя одну или несколько ролей .

Макет-это уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического).

Учитывая многообразие сюжетных игр, педагоги должны ориентироваться на организацию таких сюжетных игр, в которых каждый ребенок сможет:

Удовлетворять свои интересы;

Реализовывать свои возможности;

Создавать игровой сюжет и реализовать его;

Проявлять индивидуальные особенности игрового творчества.

Создать такие условия помогают игры с макетами, они являются более высокой степенью сюжетно-ролевых игр, они востребованы старшими дошкольниками и способствуют развитию ребенка.

Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в группах старшего дошкольного возраста, педагог имеет возможность решать задачу, связанную с развитием сюжетосложения у детей и свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре.

В детских садах нужен прежде всего «универсальный» макет. «Универсальные» макеты условно делятся на два типа:

1. Макеты-модели :

Макет-модель представляет собой небольшую плоскость с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями (дома, церковь, светофор), добавлением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие действия-события, мелкий транспорт - автомобили, самолеты, наборы мелких фигурок – персонажей - семья, солдатики, сказочные персонажи, фантастические персонажи, антураж (деревья, цветы).

2. Макеты-карты:

Макеты-карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, бензоколонки) и дополнением служат предметы, обозначающие события – действия - это транспорт.

У детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса. В повседневной жизни они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения. У дошкольников отмечается интерес к познавательной литературе (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека), дети включают свои новые представления в сюжеты игры, в темы рисунков.

Существуют приемы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создает в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Художественные тексты, а также мультфильмы, заинтересовывают детей, помогают определиться с подбором персонажей и тематической конкретизацией макета. Так, макет-карта «Улицы города» может на время превратиться в Цветочный город Незнайки и его друзей, ландшафтный макет-карта - в опушку леса, где живет Винни - Пух или Баба - Яга.

Обитатели-персонажи, дополнительный антураж к макету, да и сам макет могут быть сделаны в процессе продуктивной совместной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки, соленого теста, природного материала), что способствует развитию творчества в различных видах деятельности (в ручном труде, конструировании и изготовлении макетов).

В ряде программ макетирование рассматривается как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.

Макетирование способствует развитию речи: при изготовлении макета дети описывают, сравнивают, рассуждают, тем самым, пополняя свой словарный запас.

Тесна связь макетирования и математики: в процессе работы закрепляются такие математические понятия, как пространство, количество, размер, цвет и т.д.

Макетирование способствует сенсорному развитию детей: работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами развивает чувства, активизирует мелкую моторику рук.

ВЫВОД:

макет игрового поля- это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог, не принимая непосредственного участия в игре выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов (т.е. воспитатель направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше?», «Что с ними случилось?»). Макет поднимает игру к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.

ИГРОВОЙ МАКЕТ "НА УЛИЦАХ ГОРОДА".

Назначение : обучение игровому моделированию, формирование безопасного поведения на проезжей части.

Цель : изготовление макета для игрового моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, назначением и сигналами светофора, с дорожными знаками, расширить знания о правилах безопасного поведения детей на улице;

Активизировать детей на самостоятельную деятельность в уголке ПДД.

Игровой макет можно использовать для развития мелкой моторики, зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве .

Предметный материал : фигурки людей, дома, деревья, дорожные знаки, светофор, модели легковых и грузовых автомобилей, спецтранспорта.

Оборудование : коробочки разных размеров, цветная и фактурная бумага, картон, трубочки, палочки, зубочистки, ножницы, клей.

Название этапа занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 Мотивация

Нам принес почтальон письмо.

Дети внимательно слушают педагога.

Ребята, вы хотите узнать, что там написано?

Да, хотим!

Педагог читает письмо.

Я на свет явился,

Я с Луны свалился.

По городу хотел пройти,

Чтоб друзей себе найти,

Но вокруг меня машины -

Скрипят, повизгивают шины.

Вот пришел я к вам сюда.

Помогите мне, друзья .

Я и жители Лунного города. Находимся в беде. У нас постоянно происходят аварии. Помогите нам, пожалуйста.

Активное слушание

Поисковый вопрос.

Педагог задает вопросы

Поможем нашему гостю? Научим его правилам дорожного движения?

Что нужно знать для этого?

Ответы на поисковый вопрос.

Дети отвечают на вопросы:

Да, можем!

Правила дорожного движения

Что вы о них знаете?

Дорогу нужно переходить по специальному переходу-зебре.

На улицах есть светофоры.

Играть на проезжей части нельзя и т.д.

Как вы соблюдаете правила?

Переходим на зеленый свет.

В транспорт садимся только на остановках и т.д.

Почему случаются аварии?

Пешеходы и водители не соблюдают правила дорожного движения.

Как можно помочь Лунтику?

Научить соблюдать правила движения.

2. Отправление в путь

Разминка.

Наши маленькие ноги

Шагают бойко по дороге

Путь везде открыт для нас - идут

Пешеходы мы сейчас,

А теперь мы побежим- бегут

Мы к автобусу спешим.

Опоздать боялись мы, - бегут

Очень беспокоились.

Вот теперь мы- пассажиры

Хорошо устроились.

Долго-долго ехали - садятся

И в Лунный город приехали.

Красивый город и большой - удивляются

Гостей встречает он с душой- поднимают руки вверх

Выполнение детьми двигательных упражнений с речевым сопровождением

3. Оживленная улица

На столе макет улицы без дорожных знаков:

Разный здесь народ живёт -

И шофёр, и пешеход.

Управляет царь страной,

Светофор великий,

Чтобы не было порой

Там неразберихи.

Дети рассматривают макет

Беседа:

Почему происходят аварии?

Дети отвечают на вопросы:

Водители и пешеходы не соблюдают правила дорожного движения.

Для чего нужна проезжая часть?

Для проезда транспорта

Как нужно переходить улицу?

Нужно сначала посмотреть налево, а, дойдя до середины проезжей части, направо.

Что говорит машинам примерный пешеход?

Эй, машины, полный ход!

Я-примерный пешеход:

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю!

Где можно переходить улицу?

Там, где установлен знак «Пешеходный переход»

Ребята, посмотрите, на этой улице есть дорожные знаки, светофор?

Нет.

Как помочь Лунтику и жителям Лунного города?

Можно сделать дорожные знаки, светофор и расставить их на улице.

Лунтик предлагает поехать в мастерскую дорожных знаков.

4.Вежливые пассажиры.

Лунтик:

Ребята, чтобы добраться до мастерской, нам нужно поехать на автобусе.

Вы знаете,как я еду в автобусе? Подбегаю к автобусу, всех расталкиваю, врываюсь в салон и забираюсь на первое место. Потом всех пинаю ногами, сдергиваю шапки, встаю ногами на сиденье. Ох, и весело! Все начинают шуметь, возмущаться, а мне хорошо!

Активное слушание.

Педагог спрашивает детей:

Ребята, вы бы хотели оказаться в одном автобусе с Лунтиком?

Ответы детей:

Нет

Объясните, что Лунтик делает неправильно?

Дети объясняют, как правильно вести себя в автобусе:

При подъезде автобуса надо стоять подальше от края тротуара.

Подходить к двери только при полной остановке.

Не толкать пассажиров.

Уступать место старшим.

Не шуметь, не мешать пассажирам.

Лунтик:

Ой, ребята, мне так стыдно за свое поведение. Спасибо, что объяснили мне, как вести себя в автобусе.

Теперь буду ездить, соблюдая правила.

Мы приехали в мастерскую дорожных знаков.

5. Мастерская дорожных знаков.

Для чего нужны дорожные знаки?

Ответы детей:

Чтобы правильно перейти дорогу.

Недалеко находится больница, стоянка и т.д.

Педагог предлагает детям изготовить дорожные знаки.

Дети изготавливают дорожные знаки- светофор, автобусная остановка, пешеходный переход, больница и т.д.

Работа в парах, индивидуальная работа, конструирование из бумаги с элементами аппликации.

6. Перекресток «Запрещается-разрешается»

Педагог предлагает поиграть в игру:

Культурный пассажир должен знать, что разрешается, а что запрещается в транспорте.

Если запрещается, то топайте ногами.

Если разрешается, то хлопайте в ладоши.

Ехать зайцем, как известно…

Уступить старушке место…

Всех расталкивать, кричать…

А тихонечко стоять…

Брать мороженое в автобус…

Ну, а яблоки в пакете…

В мяч играть на остановке…

Пропустить маму с ребенком...

Обходить автобус сзади…

Ну, а спереди, конечно,

Выполнение двигательных упражнений с речевым сопровождением.

Дети заканчивают фразу с движением:

Запрещается,

Разрешается,

Запрещается,

Разрешается,

Запрещается,

Разрешается,

Запрещается,

Разрешается,

Запрещается,

Разрешается.

Берем дорожные знаки, светофор и едем на улицы Лунного города.

Дети берут с собой выполненные из бумаги дорожные знаки и светофор

7. Улица Лунного города.

Предложить детям расставить дорожные знаки и светофор на макете и объяснить, для чего они нужны.

Дети расставляют дорожные знаки и светофор на нужное место, объясняют их значения.

8.Заключение.

Лунтик:

Спасибо, ребята, что помогли мне и жителям нашего Лунного города разобраться в правилах дорожного движения, научили,как вести себя в транспорте. Мы постараемся не нарушать правила дорожного движения.

Ребята, какое доброе дело мы сегодня сделали?

Помогли Лунтику и жителям Лунного города разобраться в правилах дорожного движения.

Научили соблюдать правила поведения в транспорте.

Рассказали, как правильно переходить улицу и т.д.

Нам пришло время возвращаться в свой город. Ведь в нашем городе дорожные знаки окружают нас повсюду, на улицах, дорогах.

Полосатая лошадка

Через улицу ведёт.

Здесь нам очень осторожно

Нужно сделать переход.

Не спеши, а первым делом

Влево, вправо погляди:

Нет машин – шагаем смело!

Есть машина - стой и жди!

Дружите с ними, и они никогда не подведут.

На дорогах трудностей так много,

Но их бояться нет у вас причин.

Потому что правила движенья

Есть у пешеходов и машин.

И чтоб у всех было хорошее настроение,

Соблюдайте, дети, правила движения.

Дети садятся «автобус» и возвращаются в группу.

9. Рефлексия

Ребята, если Вам понравилось помогать Лунтику, то поместите зеленый кружок к зеленому сигналу светофора,

если было неинтересно, то желтый,

Если было трудно, то красный.

Дети выполняют.


Светлана Кожевникова

Хочу представить игровое поле . Сшила я его из различных материалов для обогащения развивающей среды в группе. получилось функциональным и интересным для детей.

В играх с макетами дети обозначают конкретную цель, самостоятельно дополняют их по своему желанию, применяя продуктивную деятельность.

Игровое поле-это всего лишь знак , «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивающий границы игрового пространства , в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Макет можно «оживить» , наполнить и дополнить разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей .

Играя можно развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук (некоторые детали пришиты, но открепляются) фантазию, воображение. Макет-это, уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического) .

Весь макет разделён на несколько зон :

Песчаный остров с пальмой, здесь можно обыграть ситуацию «Как я попал на необитаемый остров» .

Лесная зона. Тропинка проходит среди хвойных и лиственных деревьев.


Дом, квартира где есть кухня, комната, ванная комната, стол, стулья, стиральная машина, мойка.


Гаражи для машинок.


Больница.



А это палатка, костер, топор для колки дров.


В центре находится авто-заправочная станция с двумя колонками для заправки автомобилей, шланги отсоединяются.


Публикации по теме:

Дидактическая игра «Поле чудес» Новизна. Цель сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.

Игра «Поле чудес» Сценарий игры «Поле Чудес», посвященный к 8 марта в средней группе -Сегодня славный весенний день. Улыбается солнце, совсем скоро зажурчат.

В своей группе я уже сделала макет "Домашние животные" детям он очень понравился и в дополнение к нему возникла необходимость создания мобильного.

Для изготовления данного игрового поля нам понадобилось: - ткань (разной фактуры); - плотный картон (гофрированная коробка); - пистолет.

Игровое поле «Загадочный мир динозавров» Темой своего очередного игрового поля я выбрала интригующий мир динозавров. Эти гигантские рептилии.

Здравствуй, гостья - зима! Просим милости к нам Песни севера петь По полям и степям. И. Никитин. Север - вот он! Холодный, бескрайний. Могучие.

Интеллектуальная викторина «Поле чудес» Автор: - воспитатель Денисова Елена Валерьевна Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад № 7 «Золушка» г. Рассказово, Тамбовской области.

Маркеры игрового пространства представляют собой игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (игра). Это может быть и домик, и корабль, и самолет, и мост, и карусель, и т.д.

Для их изготовления мы использовали современные, доступные и безопасные для детей материалы: цветные листы полипропилена (красный, синий, зеленый, белый, желтый, черный), цветной скотч, канцелярский нож, линейку и карандаш. Из больших листов полипропилена мы изготовили детали для основных маркеров: прямоугольники 45*30, затем их соединили и обработали края цветным скотчем, получились многофункциональные конструкции игрового пространства, которые легко складываются, переносятся и обрабатываются, что позволяет их использовать, как в помещениях, так и на улице. В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном трансформируются в разнообразные масштабные объекты.

Получились основные маркеры: сине-белый из 10 прямоугольников, зеленый из 8 прямоугольников и ширма из 3 больших прямоугольников. Из остатков получились дополнительные маркеры и детали к ним: из разноцветных прямоугольников получился маркер: «карусель», «домино». Из полипропилена черного цвета вырезали круги и обклеили их цветной пленкой. Получилось из одной детали четыре разных предмета: колесо автомобиля, колесо поезда, спасательный круг, шасси самолета, есть также дополнительные таблички «парикмахерская», «касса», «театр», «регистратура».

Используя маркер зеленого цвета мы можем получить лес, забор, тоннель, спортивный тренажер.

Для пополнения и закрепления словарного запаса по лексическим темам: «Деревья», «Грибы», «Ягоды», «Цветы», «Времена года», «Птицы», «Дикие животные». Мы использовали маркер зеленого цвета «Лес». В тоже время этот маркер в середине занятия трасформируется в спортивный тренажер, где реализуется двигательная активность детей. Координируя речь с движением, мы отрабатываем предикативный словарь: прокатывая мяч в отверстия друг другу, дети называют действия птиц (летают, порхают, сидят, клюют, высиживают птенцов, строят гнезда) или как птицы подают голос (чирикают, каркают, кукуют, щебечут, стрекочат, курлычат, воркуют). Также можно закрепить знания детенышей диких животных, один ребенок называет маму, а другой детенышей.

Данные конструкции могут служить для игр на основе лексических тем:

  • «Какие деревья растут в лесу?»
  • «С какого дерева слетел листок?»
  • «Сосчитай орешки, шишки, грибочки у белочки»
  • «Какие ягодки в корзинке у Мишки?»
  • и т.д.


Используя маркер сине-белого цвета, мы можем трансформировать его в «корабль» и предложить детям отправится на нем в морское путешествие.

Отрабатываются лексические темы:

  • «Обитателей морей и океанов»,
  • «Речные рыбы»,
  • «Животные жарких стран»,
  • «Профессии на корабле».

Развиваем грамматический строй речи: образовываем притяжательные прилагательные (Я вижу дельфиний хвост, акулью пасть, черепаший панцирь и т.д. ), (За пальмой спрятался жираф, потому что я вижу жирафью шею ) и т.д.

Знакомство с профессиями на корабле, развитие глагольного словаря «Кто что делает?» (Примеры: Капитан управляет кораблем, кок готовит еду, матрос моет палубу, боцман смотрит в бинокль, рулевой стоит на вахте ).

Если это рыболовецкая лодка, то закрепляется название речных рыб и согласование их с числительными (Я поймал две зубастых щуки, пять колючих ершей, трех серебристых лещей и одного сома ).

В любой момент наш корабль или лодка может превратиться в самолет или космический корабль, достаточно изменить конструкцию корабля и поменять спасательный круг на шасси и можно предложить детям отправиться на Северный полюс (отрабатывается речевой материал по теме: «Животный мир Севера», выполняется слоговой и звуковой анализ названий обитателей Севера, предложно падежные конструкции). Нарвал выныривает из воды. Морж отдыхает на льдине. Белый медведь охотится на тюленя и т.д.


А можно полетать над городом Санкт-Петербург и разглядеть музей под открытым небом. Пролетели над Невой, под Дворцовым мостом. Облетели вокруг Петропавловской крепости, покружили над Медным всадником, приземлились на Марсовом поле и т.д. Можно использовать игру «Доскажи словечко» (Медный… всадник, Дворцовая … площадь, Ростральные … колонны, Исаакиевский … собор ).


Если мы полетим в космос на ракете, то можно назвать планеты на заданный звук: на гласный — Уран . на мягкий согласный — Венера, Земля, Меркурий, Нептун ; На твердый согласный — Марс, Плутон .

Маркер желто-красного цвета трансформируется в дом, отрабатывается речевой материал по теме: «Семья».


Если повесим табличку «Касса», «Театр» можно отработать связную речь, диалогическую и монологическую речь, слоговую структуру сложных слов, автоматизировать поставленные звуки, познакомить с устным народным творчеством и произведениями детской художественной литературы. Театр может быть теневой, перчаточный, бибабо, с использованием масок и другие.


Маркеры можно комплектовать и дополнять друг другом. Например: «грузовик» получается из маркера зеленого цвета (кузов) и маркера желто-красного цвета (кабина).


«Лес и речка» получаются из маркеров синего и зеленого цвета.


«Поезд» получается из маркеров зеленого и желто-красного и синего цвета.


Можно построить «мост над рекой» (река — синий маркер, а мост — зеленый) или «плотину».

Из двух маркеров можно построить «двойные ворота».


Из прямоугольников разного цвета (синий, желтый, красный и зеленый) мы изготовили маркер «Времена года», который используем для закрепления и обобщения знаний по временам года.

Маркер «Карусель» состоит из 6 разноцветных прямоугольников, к которым с одной стороны прикреплены прозрачные карманы. Этот маркер многофункционален. Его мы используем для автоматизации поставленных звуков (в кармашки вставляются нужные буквы). Ребенок должен придумать слово с заданным звуком в нужной позиции. Для закрепления фонематического анализа и синтеза, слоговой структуры слов в кармашке вставляются цифры и перед детьми ставятся определенные задачи: подобрать слова с заданным количеством слогов или подобрать слово с определенным количеством звуков или придумать предложение с заданным количеством слов. Можно вставлять картинки по лексическим темам и закреплять материал.

Для развития психических процессов (внимания, мышления и воображения) вставляются любые картинки, которые надо объединить в единый связный рассказ. В кармашки можно вставить схемы слов, а дети должны соотнести предложенные картинки со схемой или придумать свое слово на заданную схему.


Маркер «Карусель» можно трансформировать в треугольник, состоящий из красной, зеленой и синей части. Дети по кругу движутся под музыку вокруг, а по окончанию музыки останавливаются и придумывают слова на заданный звук, если возле красного прямоугольника — то на гласный звук, возле синего — то на твердый согласный звук, возле зеленого — то на мягкий согласный звук.


Маркер «Карусель» может превратиться в маркер «Домино», состоящий из белого и черного прямоугольника. Кладем маркер на пол, дети стоят по краям напротив друг друга и, кидая мяч, называют существительные в единственном и множественном числе в именительном падеже, а затем и в родительном падеже — Игра «Один — много».

Игра «Назови ласково» (назвать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Игра «Скажи наоборот», «Скажи по-другому» (назвать антонимы и синонимы)

Придумать слова на определенный звук, слог, с определенным количеством слогов и т.д.

Также все перечисленные маркеры можно использовать для аналога игры «Умники и умницы», что бы проверить и закрепить полученные знания по любым темам.


3.12 Для проведенияспортивных игр устраиваются следующие виды игровых полей: футбольное, для гандбола, регби, хоккея на траве, бейсбола и др. Их основные характеристики приведены в таблице 3.3.

3.13 Поля для спортивных игр с воротами (регби, футбол, хоккей на траве и т.п.) следует ориентировать продольными осями в направлении север-юг. Допускается отклонение в любую сторону, не превышающее 20°. Поле для бейсбола следует ориентировать с запада на восток.

При наличии в составе спортивных сооружений нескольких спортивных полей одного вида допускается ориентация не более одной трети этих полей в направлении восток-запад.

3.14 Футбольные поля . Футбольное поле представляет собой ровную площадку, окруженную по периметру зоной безопасности, свободной от каких-либо предметов.

Таблица 3.3 - Основные характеристики игровых полей

Вид спорта

Планировочные размеры площадки, м

Единовременная пропускная способность поля, чел./смена

Тип верхнего (рабочего) слоя *

Игровое поле

Зона безопасности

Строительные размеры

Во время соревнований

При учебно-тренировочных занятиях

Передняя сторона

Боковая сторона

НВ-1, НВ-2, В-1

Длина игровой полосы на 1 лунку - 130 - 150 м, ширина 40 - 50 м

9 лунок - 25 га

18 лунок - 50 га

Естественный газон, песок и т.д.

Регби ** (любители, профессионалы)

34 (в смену)

НВ-1, НВ-2, В-1 (синтетическая трава)

90 - 110

НВ-1, В-1 (синтетическая трава), НВ-2

Хоккей на траве **

НВ-2 или В-1 (синтетическая трава)

* См. раздел 8. Принимается по рисунку 8.1.

** Приведены размеры отдельно расположенных полей.

*** За линией дома.

**** За линией «кона».

Поле для игры в футбол имеет прямоугольную форму и ограничено боковыми линиями и линиями ворот. Оно должно иметь ширину от 60 до 75 м и длину от 90 до 110 м (оптимальный размер 68×105 м). Для всероссийских и международных соревнований размеры поля для игры не должны быть менее 64×100 м (рисунки 3.8, А и 3.9).

При нескольких футбольных полях в одном комплексе не более половины из них допускается принимать размером 98×64 м. Такие же размеры следует, как правило, принимать для футбольных полей (независимо от их числа), размещаемых в малых населенных пунктах, в сельской местности и в жилых районах, без уменьшения пропускной способности, приведенной в таблице 3.3.

В виде исключения на затесненных участках в условиях сложившейся застройки допускается (для игр по упрощенным правилам) уменьшение размеров игрового поля до 50×75 м, а для детей возраста 10 - 14 лет до 40×60 м. Проектирование полей уменьшенного размера должно оговариваться заданием на проектирование и согласовываться с соответствующим комитетом по физической культуре и спорту.

Для тренировок футболистов в комплексе должны быть отдельные футбольные поля различных размеров, некоторые из них с безгазонными покрытиями (рисунок 3.10).

3.15 Вне поля игры (независимо от его размеров) должны предусматриваться свободные от каких-либо предметов зоны (полосы, параллельные линиям ворот и боковым линиям); ширина зоны за линиями ворот - 4 - 8 м, а вдоль боковых линий - 2 - 4 м. Ширина зоны между полями для игры, располагаемыми смежно длинными сторонами, может приниматься не менее 2 м. При смежном расположении полей торцами необходимо предусматривать устройства для задержки мячей, устанавливаемые не ближе 4 м от линии ворот. На полях, входящих в состав спортивного ядра, допускается уменьшение ширины полос в пределах до внутренней бровки беговой дорожки.

3.16 На футбольных полях всех размеров, кроме полей для игры детей возраста 12 - 13 лет, применяют одинаковую, обычную разметку, а для игр детей на поле уменьшенного размера применяют упрошенную разметку (рисунок 3.9, Б).

Размечать следует ясно видимыми линиями шириной не более 0,12 м; ширина линий входит в размер поля для игры и других ограничиваемых ими площадей.

Оборудование поля состоит из одной пары ворот (стационарных или съемных) и четырех угловых флагов. Основные размеры стационарных ворот на обычных полях приведены на рисунке 3.9. На полях с упрощенной разметкой (для детей возраста 10 - 14 лет) следует устанавливать переносные ворота длиной 6 м и высотой 2 м (оба размера - в свету).

3.17 Поле для хоккея на траве . Строительные размеры площадки 99,4×61 м, размер игрового поля составляет по длине 91,4 м и по ширине 50 - 55 м. Разметка игрового поля показана на рисунке 3.8, Б. Поле размечается белыми линиями шириной 7,5 см. Ворота устанавливают посередине лицевой линии. Размер ворот 3,66 м по ширине и 2,14 м по высоте. От каждой внешней стороны стойки ворот делаются четыре отметки длиной 30 - 40 см, две на расстоянии 4,5 м и две на расстоянии 9,15 м. По углам поля устанавливаются флаги (1,2 - 1,5 м).

3.18 Бейсбол - игра удара и бега между двумя командами по 9 игроков в каждой. Целью игры является совершить больше перебежек через все базы, чем команда соперников. Во время каждой подачи игроки отбивающей команды стараются обежать все базы максимальное количество раз. Игра проводится на площадке, состоящей из внутреннего и внешнего полей. Внутреннее поле размером 27,44×27,44 м - это площадка, расположенная между четырьмя базами. Внешнее поле размером 114,5×114,5 м - площадка, примыкающая к внутреннему полю и ограниченная продолжением двух его линий. Разметка элементов поля приведена на рисунке 3.11. Ширина линий разметки 5 - 10 см. Цвет не устанавливается, но он должен контрастировать с полем, предположительно белый.

Внешнее поле ограничено примыкающей полосой шириной 5 м (обычно из твердой земли), которая служит зоной безопасности. Переход с травяного покрытия на твердый грунт повышает внимательность игрока вблизи границы игрового поля.

База дома представляет собой пятиугольную пластину из белой резины, а три остальные базы обозначены белыми брезентовыми мешками.

Площадка питчера, игрока, подающего мяч, - прямоугольная пластина из белой резины, размером 60×15 см. Она обычно устанавливается на возвышении.

Позади базы дома на площадке круглой формы диаметром не менее 5,5 м (оптимально 10 м) находится кетчер - игрок, ловящий мяч.

3.19 Поле для регби . Стандартные строительные размеры поля 120×72 м, пропускная способность 34 человека в смену. В соответствии с правилами соревнований размер игрового поля может иметь длину от 107 до 132 м, ширину - от 66 до 68,57 м. План игрового поля для регби приведен на рисунке 3.12. Разметка поля производится белыми линиями шириной 12 см. Ширина боковой линии в размер игрового поля не входит. Линии ворот относятся к зачетному полю, боковые линии и стойки угловых флагов не входят в размер зачетного поля. Ворота устанавливаются на лицевой линии. Расстояние между внутренними гранями вертикальных стоек ворот 5,65 м, а от поверхности грунта до верхней грани перекладины - 3 м.

Конструкции полей для регби принимают такие же, как и для футбольных полей (газонные - НВ-2, безгазонные из оптимальной смеси - НВ-1, с синтетической травой - В-1). Игра в регби возможна и на обычном футбольном поле. При этом ворота устанавливают на лицевых линиях футбольного поля.

Поле для американского регби размером 109,75×48,8 м имеет такое же газонное покрытие, как и поле для футбола, но отличается от него особой разметкой: поперечными полосами (коридорами) через каждые 6 м.