Игры с элементами триз в детском саду. Дидактические творческие игры с элементами триз и ртв

Зеель Надежда Александровна
Картотека игр по ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста

ИГРА «ВЫБЕРИ МЕНЯ»

Цель :

Учить анализировать отношения между понятиями.

Воспитывать у детей умение определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями :

а) причина – следствие,

б) противоположность,

в) порядок следования,

г) род – вид,

д) часть – целое,

е) функциональные отношения и др.

Детям предлагаются три карточки , первые два изображения на них находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных трех – четырех) изображений существуют такие же отношения. Необходимо найти четвертое изображение.

ИГРА «ФАНТАСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

Цель :

Учить, анализируя знакомый сказочный персонаж, находить в нем отличительные признаки, которые свойственные только этому персонажу. Учить изменять сюжет сказки, видоизменяя привычную атрибутику персонажей.

Рассмотреть с детьми по системному (компонентному) подходу любой знакомый сказочный персонаж.

Обратить внимание детей , что подсистемные признаки (атрибуты волшебства, черты характера, поступки) во многих сказках у одного и того же героя одинаковые.

Предложить детям подумать, как будет вести себя сказочный персонаж без своих привычных признаков. Что, например, будет делать Баба Яга без своих дорогих ее сердцу - ступы, черного кота, избушки на курьих ножках… Ведь может совершенно поменяться сюжет сказки, где она участвует.

В начале игры можно обсуждать отдельных сказочных героев, обдумывая и предсказывая их измененный образ жизни. Можно во время обсуждения пользоваться системным оператором.

ИГРА «СДЕЛАЙ ТАК И НЕ ТАК»

Цель :

Развитие у детей таких мыслительных операций, как анализ и синтез.

Предложить детям рассмотреть образцы построек из строительного материала. Рассмотреть с ними, из чего предлагается сделать предложенные постройки.

Обсудить, есть ли в группе аналогичный материал. Если есть - сделать постройки по образцу.

Если предложенного в образце материала нет - подумать и найти в группе аналогичный, которым можно заменить предложенный в образце.

Предложения принимаются без критики, но обязательно анализируются удобство использования предложенного материала.

ИГРА «МЕНЯЕМ ПОРЯДОК»

Цель :

Развивать у детей такие мыслительные операции, как анализ рядоположения, порядка следования.

Формировать умения анализировать и находить ошибки в предложениях, которые содержат смысловые ошибки, делающие описываемую ситуацию нелепой и смешной.

Для рассмотрения детям предлагаются сюжетные картинки . После небольшого самостоятельного рассмотрения детьми, предлагается обсудить.

Что будет, если …

ИГРА «ГДЕ ИГРУШКА?»

Цель :

Учить детей анализировать месторасположение предметов, отгадывать загаданную игрушку.

Разместить вокруг ребенка несколько его любимых игрушек (4 – 5) .

Загадать одну из них. О загаданной игрушке ребенку сообщают только местоположение. Например, она лежит впереди от тебя или позади, справа или слева.

ИГРА «МАСТЕРСКАЯ ПО РЕМОНТУ»

Цель :

Учить детей , анализируя зрительный образ, сопоставляя его с уже известным, дорисовать так, чтоб он стал целым, привычным.

Более усложненная цель - учить придумывать новое применение видоизмененному объекту, изменять его по собственному желанию для новой функции.

Детям раздаются или, они выбирают сами листочки, на которых нарисованы знакомые объекты. Но в каждом рисунке допущена какая – либо ошибка или линии рисунка не соединяются - как бы сломаны : машина без колеса, чашка со сломанной ручкой, стул без одной ножки, самолет без хвоста, расческа со сломанными зубьями и т. д. Детям предлагается взять карандаш, фломастер и «починить» предмет - дорисовать на данном листе. В старших группах можно предложить на новом листе нарисовать уже «починенную» вещь.

В усложненном варианте дети дорисовывают предметы по собственному желанию и объясняют, для чего теперь можно использовать такой предмет, что он теперь сможет делать.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ

«СКЛАДЫВАЕМ СЛОВА ИЗ ПОЛОВИНОК»

Цель :

Упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом, и сразу же обязательно подтверждать ее обнаруженным недостающим фрагментом.

Формирует установку на тщательный анализ буквенного состава слов для правильного его прочтения с учетом того, что имеются слова, сходные по написанию, и их недопустимо путать друг с другом.

Детям даются карточки с написанными половинами коротких слов, так чтобы первая половина была написана на одной карточке - справа , а вторая половина - на другой карточке - слева .

Например :

КОРО - ВА, ША - РИК, МУР - КА.

Задача детей , имея целый ряд карточек с началами и окончаниями слов, быстро их сложить так, чтобы получалось целое слово.

Как усложненный вариант предлагается к одной первой половине подобрать несколько окончаний и наоборот.

НАВЫКИ СРАВНЕНИЯ

ИГРА «КОМПОЗИТОРЫ»

Цель :

Учить объединять различные действия в одно целое, находя в объединении что-либо целое. Развивать умение устанавливать связь между словами и мелодией, находчивость.

Воспитатель вспоминает с детьми знакомые стихотворения. Дети делятся на команды - музыкальные группы, придумывают себе название. Потом каждая подгруппа, или все вместе выбирают себе стихотворение и сочиняют на него мелодию. Поют. Если пение оформлено элементами костюмов, музыкальным сопровождением на инструментах, команда получает дополнительные очки и аплодисменты. Допускается сочинение разными группами мелодии на одно стихотворение. В таком случае можно провести дополнительный конкурс на лучшую мелодию.

ИГРА «КАРТЫ »

Цель :

Учить переносить свойства одного предмета на другой и описывать полученный результат. Развивать умение использовать ассоциации…

Дети сидят за столами друг против друга. Перед детьми на столе картинками вниз лежат карточки . Дети их тасуют - перемешивают и по очереди берут по одной карте . Одновременно по карте берут дети , сидящие напротив. Каждый, переворачивая карту , быстро говорит, что на ней изображено, и подбирает два – три прилагательных. Ребенок напротив эти признаки переносит на предмет на своей карте . Описывает, что это будет необычный или реальный предмет. Дети, сидящие рядом, по желанию берут по одной карте , переворачивают, не называя предмета, говорят его свойство и переносят его на предмет в фокусе. Дети его иногда называют «козырной» .

В эту игру хорошо играть небольшими группами 0 по 5-6 человек.

Когда дети освоят ее с взрослым, они хорошо играют в нее самостоятельно.

ИГРА «СОЕДИНИ»

Суть игры в изменении, ломке привычных пространственных связей предмета, изъятии предмета из привычных для него отношений.

Цель :

Развивать у детей навыки совмещения пространственно разделенных объектов. Вызвать эмоциональный подъем, повышающий познавательную активность, интерес к занятиям, играм.

Предложить детям совместить - объединить предметы, которые пространственно разделены…

Детям предлагается найти общее между этими предметами, совместить их, следовательно, найти какой-то новый предмет, обладающий неожиданными, общими для обоих предметов свойствами.

Предметы можно соединять произвольно, а можно использовать морфологическую таблицу.

ИГРА «ТАМ БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ»

Цель :

Учить детей определять место привычного нахождения предмета. Приучать к аккуратности. Поговорить, что хорошего и плохого, если предметы не лежат на местах.

Развивать воображение, и образное мышление, выводить умозаключения о том, что будет, если предметы окажутся в непривычной обстановке.

Детям задается задание : Повернуть кольца так, чтобы заданный предмет находился на своем привычном месте. Определить, где обычно бывает этот предмет, что там делает. Сравнить местонахождения других предметов на кольце - попали они на свои места или нет. Определить, что будет, если эти предметы окажутся в непривычных местах. А может быть они там бывают. Когда, что там делают? Поворачивая кольца, найти все места, где этот предмет бывает и сказать, что он там делает.

Например : Мебель бывает в : комнате, на полке - игрушечная; в гараже - для отдыха; на реке - если она на катере или корабле; на улице - летнее кафе и т. д.

Фантастический вариант : если предмет окажется в непривычном месте. Например : книга в воде. Что с ней будет, как ее предохранить от намокания и т. д. Из чего будет сделана книга, которая обычно хранится в воде?

Игрушки, машина, мебель, одежда, дом, книга, посуда.

Шкаф, комната, улица, полка, гараж, река.

ИГРЫ С МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ ТАБЛИЦЕЙ

В рамках морфологического анализа разработано несколько методов, но наиболее универсальным и перспективным методом признан метод морфологического ящика. Но так как наглядность не позволяет увидеть объем, то в детском саду лучше использовать морфологическую таблицу.

Обычно для морфоанализа строят морфологическую многомерную таблицу.

На первой стадии - стадии морфологического анализа - получают описание возможных характеристик рассматриваемых объектов.

На второй стадии - морфологического синтеза - отбирают наилучшие с точки зрения условий решения задачи или необходимые характеристики для получаемого объекта, или бессистемно выбирают части, которые потом будут объединять.

Размер морфологической таблицы зависит от возраста детей и от количества материала, который необходимо рассмотреть.

Выбирать заполненные клеточки карточки можно наугад , любые.

Можно предложить детям взять из каждого ряда по одной карточке .

Можно брать по диагонали, можно столбиком по вертикали. Все зависит от желания ребенка, выбирающего карточки .

Морфологическая таблица заполняется по разным вариантам :

4 вариант заполнения таблицы :

На каждом этаже располагаются любые предметы. Каждый предмет заносится в любую клеточку, на любой этаж по желанию ребенка. Каких-либо ограничений и классификаций нет.

Это самый простой вариант.

Можно предложить не раскрывать так подробно, а перечислять более емкие понятия, например :

Какие цели можно преследовать, работая по этой таблице?

1. Учить описывать предмет, подробно раскрывая его свойства и функции.

2. Формировать умение объединять предметы, на первый взгляд совершенно не объединяемые. После объединения продумать его функционирование, место обитания, варианты использования.

Например : выбраны - медведь, цветок, огород, молоток, арбуз.

Описывать предметы можно вначале, когда заполняете с детьми таблицу, а можно тогда, когда выбрали отдельные предметы.

Представьте себе, что в огороде стоит с цветком медведь и молотком пробует арбуз - спелый ли? Почему? Что ему там надо, и где он взял цветок?

А может быть, в огороде поставили чучело медведя в цветочек, а ноги (или лапы) как молотки. Как будет охранять такое чучело арбузы? И почему именно такого поставили?

ИГРА «НЕБЫЛИЦЫ»

Можно рассмотреть ситуацию - Зимой веселый бегемот мычит себе под нос (поднос)

или как добрый барсук бредет весной в поисках вилки, чтобы вырыть … Что ему надо вырыть?

ИГРА «ПОСМОТРИ ВОКРУГ»

Продумать с детьми, что вокруг нас - круглое, черное, маленькое - кнопки на телевизоре, магнитофоне.

Плоский желтый треугольник - это может быть выключатель на стенке, а может быть картина на стене , или рамка от картины .

Можно потом добавить еще один этаж, который будет определять - где это находится.

ИГРА «ПЕРЕСТАВЬ СЛОВА» (обучение чтению)

Цель :

Формировать у детей понятие о том , что при перестановке слов, смысл предложения может не меняться, но, если изменять логическое ударение, то уточняется смысл. Развивать память, гибкость мышления, выразительное «чтение» .

Воспитатель предлагает детям в морфологической таблице на верхней строчке написать (расставить карточки с картинками ) предложение так, чтобы в каждом квадрате было слово.

Например :

В следующих горизонтальных рядах слова меняются местами и каждый ряд прочитывается.

Когда все предложения с выражением прочитаны, один из детей с закрытыми глазами набирает из каждого горизонтального ряда по одной карточке . Расставляет «слова» внизу и читает то предложение, которое у него получилось.

Например :

1) Утром, утром, в, пошла.

Нахохотавшись, можно изменять слова по желанию. Утром пошла в утро. Это как?

2) Сад, Маша, утром, Маша.

Утром Маша в саду с Машей.

Если дети хорошо справляются с предложениями из трех – четырех слов, то количество слов можно увеличивать.

Интересный вариант, когда слова горизонтального ряда остаются, а предлог заменяется или вставляется из дополнительного горизонтального ряда : по - над - в - из - под.

Например : Утром маша гуляла по саду.

Утром Маша гуляла над садом.

Предложения для изменения :

1. Зимой река замерзла.

2. Весело пели в лесу птички.

3. Воробей громко чирикал.

4. Бабочка пьет росу.

5. Дети тащат санки.

6. На ветке гнездо птицы.

7. Алеша увидел птенчика.

8. Петя ловил в реке рыбу.

9. Мама зашла в магазин.

10. Пчела сидит на цветке и т. д.

ИГРА «ИЗМЕНИ СЛОВО» (аналогичная предыдущей)

В ней детям предлагается заменить слова в предложении. Слова для изменения выстраиваются внизу таблицы в горизонтальном ряду.

Правило - изменяем только одно слово.

Например, дается предложение :

Снег лежал на крыше.

Кот лежал на крыше.

Снег лежал на земле.

Снег падал на крышу.

Универсальная таблица, которую можно использовать

на разных или комплексных занятиях (идея Чега Г. А.)

Таблица состоит из совершенно различных предметов. Детям предлагается разложить их хоть с закрытыми глазами или как попало.

Она может быть большой - в старших группах - 10 х 10 или маленькой 5 х 5.

Примерные варианты использования на занятиях :

Развитие речи + математика :

1. Назови две любые цифры. На перекрестке этих цифр найдешь картинку . Придумай с этим предметом задачу (используя эти цифры, предложение.

2. Придумай с найденной картинкой рассказ , сказку. Продолжение сказки рассказываешь по картинке , выбранной на одну цифру меньше (больше) и т. д.

3. К какой группе предметов (назови частью чего является) относится то, что изображено на этой картинке . Из каких частей состоит. Чего много, один. Чего больше? Что по величине самое большое? Посчитай подряд, если бы их стояло пять. Например : кукла. Одна кукла, две куклы, три куклы, четыре куклы, пять кукол.

4. Придумай слово на такую же букву. Все дети придумывают столько слов на эту букву, какая по порядку эта картинка .

5. Обсуждение с детьми, как можно использовать это предмет, какие у него могут быть необычные применения (функции) .

Изодеятельность : Нарисуй выбранный тобой предмет. Составь его из полосок (символика) .

Каждому ребенку выбрать предмет, который он хочет слепить. Объединить их в скульптурную группу, объединяясь по рядам столов, таблицы.

Конструирование :

Найди изображение предметов, из которых ты можешь что-то сделать. Найди в группе такие предметы. Если нет, чем их можно заменить.

Найди предмет, который ты можешь сконструировать из бумаги, из строительного материала.

2 вариант заполнения таблицы :

По вертикальной линии перечисляются любые понятия, объединяющие большую группу предметов (надсистема, например : игрушки, фрукты.

По горизонтальной линии в каждой клеточке перечисляются предметы, входящие в названную надсистему.

Надсистемы могут быть совершенно различные, их подбор зависит от темы занятия, от желания детей , может быть с подачи воспитателя.

Главное, чтоб все предметы горизонтальной линии входили в эту надсистему.

Цели игр аналогичные работе по первому варианту : систематизация знаний детей : анализ предметов, перечисленных в тематизации знаний детей ; анализ предметов, перечисленных в таблице, синтез - объединение, получение реальных или фантастических предметов. Продумывание где, в какой надсистеме они могли бы быть вместе, что там могли бы делать.

Дальнейшее продумывание, используя метод снежного кома, жизни и деятельности полученного предмета.

Используя морфологическую таблицу можно конструировать новые, совершенно непривычные действия, ситуации, игры. варианты зависят от составляющих таблицы.

В результате у детей помимо аналитических навыков, развиваются образное мышление, речь, навыки составления рассказа.

Детям всегда интереснее играть в то, что они придумали, а не то, что сказали взрослые. Но придумывать что-то новое, не оттолкнувшись от уже известного, трудно. А морфологическая таблица поможет сначала вспомнить, что дети знают, умеют, а потом из этих составляющих, составить что-то новое, до сих пор неизвестное.

Так можно составить таблицы по известным подвижным играм, а потом выбрать две-три, правила которых можно объединить в одну и играть в нее. Причем при объединении может получиться несколько игр. Попробуйте составить такую таблицу самостоятельно, взяв за основу те подвижные игры, которые ребята любят.

ИГРА «ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЕДЫ»

Жидкость : молоко, вода, сироп, бульон, компот.

Овощи : огурец, картофель , помидоры, свекла.

Крупы : рис, пшено, манка, гречка.

Фрукты : яблоки, чернослив, груши, вишня.

Специи : горчица, уксус, перец, ваниль.

Мясо : рыбы, птицы, говядина, свинина.

Детям предлагается, выбрав составляющие из таблицы, придумать новые рецепты на разные случаи жизни : праздничный обед, кукольный десерт, ужин для лягушки - мамы из сказки «Дюймовочка» , обед Буратино и т. д.

ИГРА «ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ПТИЦА»

Придумали фантастическую птицу, используя морфологическую таблицу. Теперь можно придумать ей необычное гнездо. Но для этого надо вспомнить, какие жилища и из чего бывают.

Теперь желающий ребенок выбирает из каждого горизонтального ряда наугад любую клеточку и рассказывает, какое жилище будет у этой птицы - где, из чего, что внутри, какой вход, как строила.

Но можно предложить детям выбрать птице наиболее удобный и лучший вариант жилья, учитывая все ее особенности - место жительства, размер, питание и т. д.

Птице «ворочай» (чайка + воробей) придумали, что она свила себе гнездо на земле, из песка, внутри шерсть и пух, входит она через отверстие. Дальше задумались - а как можно свить - из песка? Каким должен быть песок?

Придумали рядом речку очень липучую. Песок рядом с ней тянется как нитка. Вот «ворочайка» и свила себе гнездо из песка.

ИГРА «ПОЛИНОМЫ ФАНТАЗИИ» (почти по Дж. Родари)

Цель :

Активизация словаря, развитие аналитического мышления.

Звуковая культура речи.

Дети загадывают любое слово из трех букв. В подготовительной группе можно и из четырех букв. Для нахождения слова можно использовать игрушки, карточки с картинками .

Например, дети называют слово «ДОМ» . Раскладываем его по морфологической таблице в верхнем ряду на буквы и придумываем под каждой буквой слова, начинающиеся на эту букву.

Д : дым, дырка, диван, душ.

О : ослик, оса, окно, огонь.

М : мыло, мяч, маска, магазин.

Придуманные слова обозначаются символами или карточками с картинками . Если дети читающие, можно писать все или часть слова.

Потом произвольно выбираются слова по одному из каждого ряда, и с ними составляются предложения. Это предложение может быть опорным для сочинения рассказа. Дети составляют несколько предложений, пытаясь объединить их одним сюжетом.

Когда дети усвоят игру, ее можно усложнить. Для этого в первом ряду («Д» ) подбираются слова, обозначающие предметы существительные). Во втором ряду («О» ) - слова, обозначающие свойства или состояния предметов (прилагательное или образованной от него наречие) ; при этом детей учим подбирать слова, отвечающие на вопрос «какой?» , «как?» . Для третьего ряда («М» ) - слова, обозначающие действия и отвечающие на вопрос «что делает?» (глаголы) .

ИГРА «ПИШЕМ СВОЮ КНИГУ»

Игра продолжается не один день, воспитатель с детьми возвращается к ней, «дополняет книгу» - придумывают новые рассказы и рисуют к ним иллюстрации.

Цель :

Развивать речь детей , активизировать словарь.

Учить согласовывать слова в предложении.

Развивать фантазию, память детей .

Закреплять умение придумывать сюжет самостоятельно, не повторяя за товарищами.

Составляется с детьми морфологическая таблица с условием, чтобы были герои рассказов, чтобы они что-либо делали. Можно включить место нахождения и окружающие вещи.

1 - малыш, девочка, мальчик, мама, папа, бабушка, сосед.

2 - спит, ест, рисует, подметает, играет, кормит, стирает.

3 - комната, дом, улица, подъезд, детский сад, магазин, больница.

4 - щенок, кровать, машина, краски, веник, пирожное, посуда.

Каждый ребенок или по подгруппам выбирают себе слова из каждого ряда и сочиняют рассказ. Можно брать из каждого ряда не по одной карточке . Потом рассказывают его всем детям.

Та же работа может проводиться всей группой.

Придумав один рассказ, можно нарисовать иллюстрация к нему. По таблице можно работать еще много раз - вариантов рассказов очень много.

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ И АКТИВИЗИРУЮЩИЕ

НАВЫКИ СРАВНЕНИЯ

ИГРА «ЧЕМ МЫ ПОХОЖИ, ЧЕМ ОТЛИЧАЕМСЯ?»

Цель :

Научить детей находить общее и различное между двумя данными объектами. Формировать умение абстрагировать признаки предметов при сравнивании, отходить от их наглядного взаимодействия.

1. Ребенку даются две карточки , на которых изображены объекты, явно относящиеся к одной категории (корова - лошадь) . В этот вариант можно играть с младшей группой, не пренебрегать и в старших , но с подробным объяснением.

2. Предполагаются два объекта, у которых общее найти трудно и которые гораздо больше отличаются друг от друга, чем в предыдущем варианте (ворона - рыба) .

3. Этот вариант содержит задачи на сравнение и различение объектов в условиях конфликта, где различия выражены гораздо больше, чем сходство (всадник - лошадь) .

Примерный перечень карточек с изображением сравниваемых объектов :

1. Утро - вечер

корова - лошадь

летчик - танкист

лыжи - коньки

трамвай - автобус

река - озеро

лев - тигр

яблоко - вишня

ворона - воробей

молоко - вода

дуб - береза

велосипед - мотоцикл

собака - кошка и т. д.

2. Ворона - рыба

поезд - самолет

лев - собака

сани - телега

воробей - курица

огород - сад

молоко - снег

картина - портрет

гнездо - дом

яблоко - картошка

3. Ботинок - карандаш

сказка - песня

лошадь - всадник

кошка - яблоко

яйцо - ложка

пальто - зонтик

нога - сапог

зонтик - шерсть собаки

При затруднении детей можно предложить остальным детям :

а) помочь назвать сходство или различия,

б) задавать ему наводящие вопросы,

в) использовать элементы соревнования - чья команда назовет больше общего и отличий.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕГО БОЛЬШЕ (МЕНЬШЕ?»

Детям предлагается рассмотреть любую картинку .

Назвать :

Каких предметов на картине больше ?

Каких меньше?

На сколько больше (меньше?

ИГРА «УГАДАЙ – КА»

Воспитатель рассказывает детям истории, в которых необходимо сравнить какие-то объекты, их действия, бытовые ситуации.

Например :

Знакомый мальчик Петя рассказал такую историю :

«Утром в нашей семье обычно бабушка просыпается и встает после папы. Папа встает после собачки Шарика, а мама поднимается после бабушки».

Кто встает в семье раньше всех и кто позже всех?

Кто из животных самый тяжелый, самый высокий, самый длинный?

При решении задач хорошо использовать символическое обозначение : форма, цвет, линия.

ЗАНЯТИЕ – ИГРА «РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ

«СТРОИМ ДОМ»

Материал : картина «Строим дом» (Серия «Мы играем» ) автор Е. Батурина.

Воспитатель предлагает детям, глядя на картину , поиграть в игру «Цепочка слов» - мы будем из слов как бы строить стены дома. Кто первый спросит?

Ребенок : Дом какой строят?

Дети : Кукольный, кирпичный, разноцветный.

Воспитатель : Что еще бывает кукольное? …

В конце игры свернуть цепочку на сюжет картины .

«Цепочка слов» может идти не по теме, а просто отталкиваясь от любого слова или ситуации.

Например : Заяц какой - белый, трусливый, длинноухий, быстрый. Что еще бывает белое? - Сахар, снег, вата. Вата какая? - Пушистая, легкая. Что еще бывает легким? - Перышко, кубик, сумка, листик. Листик какой? - Зеленый … и т. д.

от привычных стерео

ИГРА «ЦИРК ЗВЕРЕЙ»

Цель :

Развивать у детей способность к абстрагированию, ассоциации. Воспитывать умение увидеть несуществующий объект через чувственные и зрительные ассоциации. Определять различия и сходства между абстрактным изображением и реальным объектом.

Воспитатель показывает детям цирк - на круглый лист бумаги - арену выходят артисты цирка - кубики, кирпичики, цилиндры, шары и т. д. Детям предлагается догадаться, кто это, какой номер он будет выполнять, и найти на ощупь пригласительный билет каждого артиста. Пригласительные билеты - это карточки , на которых приклеены круг, квадрат, треугольник, многоугольник из драпа, бархатной или плотной бумаги, картона .

«Где живет? »

Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы, дети называют среду обитания живых объектов.

Ход игры:

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

Воспитатель: Где живет медведь?

Дети: В лесу, зоопарке.

Воспитатель: А еще?

Дети: В мультиках, в книжках.

Воспитатель: Где живет собака?

Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице - бродячие.

Игры на сравнение систем

«На что похоже»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т. д.

«Давай поменяемся»

Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавшими объект.

Ход игры:

Р1: Я - слон. Я могу обливаться водой из хобота.

Р2: Я - еж. Я могу сворачиваться клубком.

РЗ: Я - заяц. Я могу быстро скакать.

«Один - много»

Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей.

Закреплять понятие «один - много»

Ребята, сколько у меня расчесок? (одна) .

Чего в расческе много? (зубчиков)

Аналогично: коробка, стол, книга, дерево, ковер, дом, клубок,цветок,морковь, дом

Игра «Путаница»

Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.

Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое. Например:

Летит колючий крокодил, (снег)

Висит зеленая собака, (слива)

Самолет ползет по рельсам, (поезд)

Мальчик ест скакалку, (конфету)

Летит воздушный диван, (шар)

Рычит лохматый слон, (пес)

Смотрю в прозрачное дерево, (стекло)

Дверь открывают вилкой, (ключом)

Бабушка связала мягкие подушки, (варежки)

Мама сварила вкусный стол, (суп)

Игра Пространственная «да - нет ка»

(с игрушками, геометрическими формами)

Цель: обучение мыслительному действию

1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами. На стол выставляется 5 (10, 20) игрушек.

Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать - это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине) .

2. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки. Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.

Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.

Дети: Это справа (слева) от середины?

Затем дети делят лист по горизонтали:

Это слева (справа) от телевизора?

Это в верхней половине? (нижней половине)

В средней группе используется большее количество картинок, игрушек, цифры.

Игра «Раньше - позже»

(со средней группы)

Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.

Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после.

Например:

Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже?

Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ ребенка (мама кормила свою дочку) .

И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из детей попросить рассказать последовательность событий.

Игра «Что можно сказать о предмете, если там есть.? »

(со средней группы)

Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части и давать характеристику объекту по одной части.

Ведущий называет какую-либо составляющую, а ребенок должен дать характеристику объекту. Например:

Что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? (птица, животное или насекомое, днем спит, а днем добывает себе пищу).

Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова? (это может быть добрый человек, книга со стихами, открытка) .

Что можно сказать об объекте, в котором есть сор?

(это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора) .

«Что умеет делать»

(проводится с середины 2 младшей группы)

Правила: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.

Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Ход игры:

Воспитатель: Что может слон?

Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает

Игры на формирование умения выделять функции объекта

«Дразнилка»

(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.

Ход игры: Воспитатель: Кошка.

Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …

Воспитатель: Собака.

Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.

Игры на формирование умения выделять функции объекта

«Мои друзья»

Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.

Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.

Ведущий ребенок.

Ход игры: Дети выбирают объекты природного мира.

Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: лиса, волк).

Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.).

Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.).

«Чем был – тем стал»

(проводится с начала средней группы)

Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют …

Ход игры: При уточнении понятия относительности размера

Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим.

Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.

Воспитатель: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?

Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.

Игры на определение линии развития объекта

«Раньше – позже»

(проводится со 2 младшей группы)

Правило игры: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом.

Ход игры:

Воспитатель: посмотрите, какая медведя сделана берлога?

Дети: Большая, крепкая, добротная.

Воспитатель: Она всегда была такой? Что с ней было раньше?

Дети: Ее не было, росли деревья.

Воспитатель: Правильно, а еще раньше?

Дети: Росли маленькие ростки.

Воспитатель: А еще раньше?

Дети: Семечки в земле.

Воспитатель: А что будет с берлогой потом?

Дети: Она развалится, сгниет, смешается с землей.

Игры на выявление подсистемных связей

«Где живет?»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. дети называют среду обитания живых объектов.

Ход игры:

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

Воспитатель: Где живет медведь?

Дети: В лесу, зоопарке.

Воспитатель: А еще?

Дети: В мультиках, в книжках.

Воспитатель: Где живет собака?

Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие.

Игра на определение подсистемных связей объектов .

«Что можно сказать о предмете, если там есть…»

(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.

Ход игры:

Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?

Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.

Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?

Дети: Кошка, котенок.

«Хорошо – плохо»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.

Ход игры:

Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?

Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?

Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.

Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.

«Волшебный светофор»

(проводится с начала средней группы)

Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Воспитатель: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного. Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит. Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой теме, в том числе и по теме «Животные». Воспитатель: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, домашние, дикие животные). Воспитатель: Заяц (поднимает зеленый кружок). Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким животным. Он живет в лесу.

Воспитатель: Поднимает красный кружок.

Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка.

Воспитатель: Почему заяц меняет шубку зимой?

Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.

Воспитатель: поднимает желтый кружок.

Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он нужен для того, чтобы в лесу жили животные и было красиво.

Игры на сравнение систем

«На что похоже»

(проводится со 2 младшей группы)

Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.

Игры на сравнение систем

«Давай поменяемся»

(проводится с середины средней группы)

Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.

Ход игры:

Р1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота.

Р2: Я- еж. Я могу сворачиваться клубком.

Р3: Я – заяц. Я могу быстро скакать.

Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться клубком.

Картотека

с использованием элементов ТРИЗ технологии.

1. По кругу

Ход игры:

2. Предложения по цепочке

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

3. Антилогическое лото

Цель: автоматизация определенного звука

Ход игры:

4. Паровоз

Цель: автоматизация определенного звука

Просмотр содержимого документа
«Картотека Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии.»

Картотека

Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи

с использованием элементов ТРИЗ технологии.

1. По кругу

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Дети сидят вокруг стола. В руках воспитателя стопка перевернутых карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шубу», и придумывает какое-нибудь словосочетание, предположим: «Шуба пушистая». Картинка передвигается к следующему игроку. «Шуба теплая», «Шуба новая», и пр., - поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку «шуба» у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становиться обладатель наибольшего количества картинок.

2. Предложения по цепочке

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Воспитатель поровну делит картинки между всеми участниками игры. Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку.

Воспитатель выкладывает на середину стола любую картинку, например «кошку». Первый игрок должен составить простое предложение, используя слово «кошка» и слово, проиллюстрированное верхней картинкой в его стопке (допустим слово «шубка»): «У кошки пушистая шубка». Наложив «шубку» на «кошку», первый игрок передвигает обе картинки ко второму участнику игры, которому необходимо соединить слово «шубка» с первым словом в своей стопке, и т.д. Если игрок не справляется с заданием, то забирает себе все передвигаемые картинки и кладет их в свою стопку снизу, а следующему игроку передает только одну верхнюю картинку. Победителем становиться тот, кто первым избавляется от своих картинок.

3. Антилогическое лото

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: подготовить две группы карточек. Названия картинок первой группы составляют тематические пары с названиями картинок второй группы.

Ход игры:

Воспитатель поровну делит между игроками картинки первой группы. Они раскладываются рисунками вверх. Картинки второй группы логопед перетасовывает и раздает, перевернув их рисунками вниз. А дети, не глядя на картинки, накладываю их на свои карточки. Затем игроки поочередно открывают по одной перевернутой картинке. Предположим, что на «шкафу» оказалась карточка с изображением «клюшки». Игрок отвечает на вопрос воспитателя: «Зачем шкафу клюшка?». Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и на каждую интересную «изобретательскую идею» получают очко. «Зачем белке лопата?», «Зачем самолету колбаса?» и т.д.

4. Паровоз

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.

Ход игры:

Воспитатель раздает картинки поровну между участниками игры. В центр стола выкладывается большая картинка паровоза. Первый участник кладет рядом с паровозом свою картинку и говорит: «В паровозе едет лошадь, потому что…». Далее ему необходимо придумать причину, по которой «лошадь» поехала на паровозе. Второй ребенок берет свою картинку и прикладывает к «лошади» и говорит: «Лампа едет с «лошадью» на паровозе, потому что…». Допустим, что лошади стало темно, и она взяла лампочку, чтобы включить свет. Следующий ребенок берет свою картинку, прикладывает ее к последней («лампа»), и объясняет, почему она едет в паровозе с ней, и т.д. Если ребенок не называет причину, по которой две картинки собрались в паровозе, то он пропускает ход. Победителем становиться тот, кто первым избавился от всех своих картинок.

5. Необычные загадки

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком, картинка паровоза.

Ход игры:

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, логопед дает им шуточные имена-дразнилки.

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки –… глаза.

Забивалка, ударялка, стучалка – молоток. И т.д.

Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить свои указательные пальчики на соответствующую картинку и четко назвать ее. Тот, кому удается сделать это раньше остальных, получает призовую фишку.

Игрок, набравший наибольшее количество фишек, начинает следующий тур, в котором дети самостоятельно составляют аналогичные загадки.

В этом туре фишки не выдаются за правильные ответы, но первый разгадавший загадку игрок получает право придумать следующую загадку.

6. Что таким бывает?

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Дети сидят вокруг стола, на котором разложены картинки, иллюстрирующие слова на заданный звук. Логопед задает вопрос, например: «Что бывает волшебным? Синим?» и т.д., в зависимости от отрабатываемого звука. Участники игры, используя картинки, составляют с заданными прилагательными всевозможные словосочетания, за каждое из которых получают призовые фишки: волшебная палочка, синяя сумка. Можно усложнить на втором этапе задание, предлагая детям объяснить, почему тот или иной предмет бывает именно таким, например: почему сумка именно синяя? Какой она еще может быть? Выигрывает тот, кто наберет больше всего фишек.

7. Запоминай-ка

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Воспитатель перетасовывает картинки и выкладывает их попарно перед игроками. Двум участникам игры предстоит запомнить и назвать от десяти до двадцати (и более, по возможности, конечно) пар картинок. Логопед предварительно объясняет детям, что сделать это совсем не сложно, если «связывать» пары логически. Причем, чем забавнее и образнее эта связь, тем она надежнее. Например: лошадь- велосипед; лошадь едет на велосипеде. и т.д.

После того, как первый игрок вслух «свяжет» предложениями первые десять (сколько сможет) пар слов, логопед предлагает второму игроку вспомнить, что лежит под каждой картинкой. Второй игрок отвечает, например: под велосипедом – лошадь и т.д.

Проверяя правильность ответов, логопед показывает картинки каждой пары и меняет их местами. Теперь первому игроку нужно восстановить в памяти пары картинок в обратном порядке: под лошадью – велосипед и т.д.

8. Кто что делает?

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки на заданный звук

Ход игры:

В центре стола раскладываются картинки. Логопед задает вопрос, например: «О ком или о чем можно сказать «идет?». Каждый игрок, используя картинки, составляет с заданным глаголом словосочетание и объясняет его значение. За правильный ответ дается призовая фишка. Выигрывает обладатель наибольшего количества фишек. Глаголы: идет, летит, растет, падают, стоят, сидят и т.д.

9. Игра «Полиномы фантазии»

Загадать любое слово из 3 букв. Д О М

Под «Д» пишем слова, обозначающие предмет (существительные)

Под «О» - слова, обозначающие свойства или состояние предметов (прилагательное или образованное от него наречие)

Под «М» слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?». Составьте предложение из слов например в комбинации 2, 3, 1. Далее с детьми вы можете придумывать фантастические рассказы, оттолкнувшись от этих сочетаний.

10. Игра «Создание лимерика»

Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. В течении 5 минут постарайтесь придумать лимерик. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.

Первая строка – выбор героя (красно-синий медвежонок)

Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу летал)

Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал) (лапами как крыльями махал)

Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (птичек всех напугал)

Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем.

В процессе выполнения предлагаемых заданий детьми не следует подвергать критике их ответы сразу, без объяснения или развития ими идеи. Скорее всего ребенок не смог ее до нас донести, правильно выразить, или мы в ней не разобрались, так как ребенок в отличие от взрослого мыслит непосредственно, неприземленно. Если мы взрослые пытаемся к решению вопроса подойти с реальной точки зрения, обдумывая каждый шаг, то ребенок не будет задумываться о законах реальной жизни.

Молодцы, вы творчески подошли к созданию лимерик.

11. Игра «Пароль»

Воспитатель говорит: «Я возьму с собой того, кто назовет мне сказку в названии которой есть число».

Возможные варианты детей:

Три медведя

Три толстяка

Волк и семеро козлят

Белоснежка и семь гномов

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Дочь семилетка

Семь Симеонов

Три калача и одна баранка

Мудрая девица и семь разбойников

    Али Баба и сорок разбойников

12. Игра «Угадай, чьи следы?»

Дети видят перед собой множество следов на «снежной дорожке». Воспитатель предлагает угадать, чьи следы они видят:

След медведя – медвежий след

След птицы – птичий след;

След зайца – заячий след

След волка – волчий след

13. Игра «Аукцион»

Задание детям, назвать сказки, в которых (например, волк) является главным героем.

Варианты ответов детей:

Лисичка и Волк

Волк, перепелка и дергун

Иван-царевич и серый волк

Волк и семеро козлят

Колобок

Теремок

Рукавичка

Три поросенка

Красная Шапочка

14. Игра «Наоборот»

Игра с мячом, вы игроки, я – ведущая, я бросаю мяч и называю какое-нибудь слово, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным значением.

Добрый – злой

Трудолюбивый - ленивый

Вежливый - грубый

Грустный - веселый

Радостный – печальный

Сытый – голодный

Трусливый – храбрый

Вредный – полезный

Щедрый – скупой

Упрямый – покорный

15. Игра «Объяснялки»

Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают.

Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.

В саду стояла яблонька, на которой …

Висели вкусные и спелые яблочки.

Яблочки были спелые и поэтому сами …

Сами падали на землю.

Так как яблочки падали, бабушка…

Бабушка их собирала.

Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…

Варила вкусное варенье.

Варенье было вкусное, поэтому…

Внуки ели его прямо ложками..

16. Игра «Да-нетка» (линейная) (Метод контрольных вопросов)

Воспитатель предлагает детям среди 9 картинок угадать объект, который находится в сундучке. Напоминает, что вопросы задаются такие, на которые можно ответить либо «нет», либо «да». Задавайте умные, интересные вопросы.
- Это живое? – Да.
- Живет в воде? – Нет.
- Живет на земле? – Да.
- Живет в лесу? – Нет.
- Живет дома? – Да.
- Это мама? – Нет.
- Это мальчик? – Да.

(Из коробки на наборное полотно выставляется графический рисунок мальчика). Это мальчик Вова.

17. Игра "Хорошо- плохо" (Метод контрольных вопросов)

Ребята, вы рады, что весна наступила?

А что хорошо весной? (Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т.д.)

Что плохо весной? (Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться, мама будет ругать и т.д.)

Перед детьми предметные картинки: роза, мороженое, велосипед, воздушный шарик, компьютер и др. Педагог поочередно показывает детям картинки. Рассмотрев их, дети высказывают свои мнения по каждому объекту, что в нем хорошего, и что плохого. Например:

В розе хорошо то, что она красивая и вкусно пахнет.

Ее можно дарить в подарок, и это доставит людям радость.

А плохо в розе то, что у нее шипы. Можно больно уколоть руку.

Вопросы к детям:

Дети, а это хорошо или плохо, что шарик легкий?

Что в этом хорошего?

А что плохого в том, что шарик легкий

18. Игра «Мои друзья»

Воспитатель: «Я – воздушный шарик. Мои друзья – это те, кто умеет летать».

Дети называют объекты и изображают

19. Игра «Дразнилка»

Воспитатель предлагает «подразнить» например комариков по-доброму. Дети преобразуют действия объекта в слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом –лка, – чк,

20. Игра «Рифмы»

Дети придумывают слова-рифмы к слову, например «лягушка».

Лягушка – подушка

Лягушка - подружка и др.

21. Составление сказки методом «Каталога»

Воспитатель предлагает совместно придумать сказку как настоящие сказочники.

С помощью Умной Ромашки выбирается зачин («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Однажды…» и т.д.)

Жил-был... Кто?

Какое добро умел делать?

Встретил кого злого?

Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

Был у нашего героя друг.

Как он мог помочь главному герою?

Что стало со злым героем?

Где наши друзья стали жить?

Что стали делать?

По завершению сказки дети создают книгу. Придумывают название и записывают сказку, а также делают к ней иллюстрации.

22. Игровое задание «Добавь словечко» (Метод прямой аналогии).

Яркое, теплое (Что?)– солнце
Руки, лужи (Какие?) – грязные
Снег, мороженое (Что делают?) – тают
Звенит, бежит (Что?) - ручей
Котенок, девочка (Какие?) – маленькие
Чашка, тарелка (Что делают?) – стоят

23. Дидактическое упражнение «На что похоже?» (Метод графической символической аналогии)

Вова приготовил для вас загадку:

Днем оживает,
Ночью засыпает.

(Выставляется графическая модель загадки о сосульке)

На что похожа сосулька? (На нос, морковку, колпак, ножик, карандаш, иголку, клюв, указку).

Давайте назовем красивые слова о сосульке. Сосулька какая? (Прозрачная, длинная, мокрая, холодная, блестящая, прозрачная, острая)

24. Дидактическое упражнение «Что это может быть?» (Метод ассоциаций)

А что еще может быть мокрым и блестящим? (Лед, лужа, трава, зеркало, окно, машина)

25. Дидактическая игра «Лесенка противоположностей» (Прием «Наоборот»)

Ребята, вы так много знаете о весне, а зиму с весной не перепутаете? Давайте быстренько поднимемся по лесенке противоположностей (Два контрастных маленьких человечка выставляются на лесенку)

Пособие «Лесенка противоположностей»

Зима ушла, а весна… пришла
Зима холодная, а весна… теплая.
Зимой солнце морозит, а весной… греет.
Зимой сугробы высокие, а весной… низкие.
Зимой надевают шубы, а весной … куртки

26. Игра «Увеличение – уменьшение».

Вот у меня карандаш, меня он не устраивает, я хочу его увеличить. Показываю детям огромный карандаш, теперь он похож на волшебную палочку.

Что бы вы хотели увеличить или уменьшить?

Хотел бы уменьшить зиму, а увеличить лето.

Хотела бы увеличить выходные.

Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

Усложним эту игру дополнительными вопросами:

Что бы вы хотели увеличить, а что уменьшить? Зачем вы хотите увеличивать или уменьшать? (дети приводят свои ответы)

Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик.

Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.

27. В «Стране небывалой» , нелепицы по картине найдите, что неправильно нарисовал художник-шутник, и почему так в жизни не бывает, объясните, в чем нелепость и неправдоподобность.

28. Пиктограммы - (у детей на столах карточка)

Внимательно рассмотрите рисунки, которые называются пиктограммами. Закройте рисунок кружком, на котором изображены: девочка, море, зима, лето, сад, лес, радость, грусть.

29 . Животные из страны «Выдумляндия».

Отыскать в каждом из фантастических животных части тела знакомых тебе зверей. Рассказать, что может делать это необычное животное (летать, плавать, ползать, жить среды льдов, долго находиться без воды и пр.) Как его назвать?

30. Игра «Подарок»

Дети встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу с теплыми словами: "Я дарю вам зайчонка", или "Я дарю вам козленка, рожки у него еще не выросли", или "Я дарю вам большую конфету, "В коробке кактус, не уколитесь".

31. «Что умеет делать?»

Ведущий называет предмет, а дети рассказывают, что он умеет делать. Например, велосипед может катать, перевозить груз, падать, его можно разобрать на запчасти, подарить, поменять и.т.д. Предложите детям поместить предмет в фантастические условия. К примеру, велосипед можно «подарить» Красной Шапочке. Как велосипед помог бы ей?

32. «Мои друзья» .

Ведущий «превращается» в какой-то предмет и «ищет» друзей.
- Я – водяной. Мои друзья – те, кто живёт в воде.
Дети подбегают или подходят к ведущему, называя подходящие предметы.

33. «Что было – чем стало»

Можно предложить детям называть предметы, изготовленные из названного материала:
- Что изготовлено из дерева? (бумага, мебель, спички).
- Было зёрнышком, а стало…(деревом)
- Чего было много, а стало мало? (Звёзды, потому что днём их не видно; снег, потому что растаял и.т.д.
- Было зелёным, а стало жёлтым. Что это?
Вариант задания: называем предмет, а дети рассказывают, из чего он сделан.

34. « Паровозик »

Детям предлагаются карточки с изображением предметов в разных временных периодах. Например: зёрнышко, колосок, мука, тесто, пирог. Дети составляют «паровозик». Вариантов заданий множество, все они направлены на формирование понятий «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем».

35. «Помоги Золушке» (нахождение внутренних и внешних ресурсов решения задачи)

Злая мачеха велела Золушке на обед напечь пирожков. Золушка замесила тесто, сделала начинку. Теперь ей нужно раскатать тесто, но скалки нигде нет. Наверно, вредные сёстры спрятали скалку специально, чтобы досадить бедной Золушке. Как теперь поступить?
Варианты: попросить у соседей, купить в магазине новую, сделать самой из полена или бутылки, формировать лепёшки рукой и.т.д.

36. «Коллаж из сказок»

В чудесном лесу жили Незнайка, Колобок и Буратино. Однажды пошёл Колобок в лес за грибами и не вернулся. Пошли Незнайка и Буратино его искать. Видят, навстречу им Красная Шапочка идёт и горько плачет…
Затем сказка продолжается совместно с ребёнком.

37. «Знакомые герои в новых обстоятельствах».

Предлагаем детям пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке. Пример. Нашёл Вини-Пух в лесу башмаки, решил их примерить. Только не знал, что они волшебные. И очутился в Африке. Вокруг пальмы и тропические растения. Удивился медвежонок, идёт и всему удивляется. Вдруг видит, костёр горит. А вокруг костра Бармалей скачет.

38. «Аукцион»

На аукцион выставляются различные предметы. Они могут быть настоящими или нарисованными. Детям нужно описать возможности их использования. Кто последним предложит способ применения предмета, тот его забирает.

Что можно делать ложкой? (кушать, перемешивать, копать, и.т.д.)

39. Игра «Дразнилка»

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, мама даёт им шуточные имена-дразнилки.

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза

Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.

Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток.

Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь.

40. Игра «По кругу»

Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка передвигается к маме, папе, брату и т.д. каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

41. Игра «Шкатулка со сказками»

Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками.

Содержание: Мама предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

42. Игра «Превращения»

43. Игра «Исправь ошибку»

Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».

Примерный речевой материал:

    внучка маленькая, а бабушка старенькая;

    Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;

    Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;

    Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;

    Заяц серый, а петушок смелый;

    Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;

    Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;

    У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т.п

44. Эвроритм – прием фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается по плану:

1. Функция и противоречия в данном объекте;

2. Варианты, которыми представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует?);

3. Анализ ситуации: данный объект на земле остался один-единственный, какие последствия этого могут быть?;

4. Анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция?;

5. Анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется;

6. Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).

45. Круги Луллия.

Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов. Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов. "Составь слово" - используется для составления слов. "Смешивание цветов" - закрепление получения цвета и его оттенков. "Сочини сказку" - используется для составления различных вариантов сказок.

46. Пособие «Гусеничка»

формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

47. «Волшебная дорожка»

В основе сюжета многих сказок - действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться.

48. "Дидактический мяч»

Активно используется в младшем возрасте пособие "Дидактический мяч", с помощью которого детей учим находить слова - антонимы. Приведём пример использования пособия в разных возрастных группах. Задания для детей 4-х лет. Воспитатель предлагает слово - существительное (прилагательное, глагол), а ребёнок говорит противоположное по значению. Пример: грусть - радость; белый - чёрный; плакать - смеяться.

49. Пособие «Часы»

Символы имён признаков вводились постепенно: от простых (цвет, форма, размер) к более сложным (температура, вес, расстояние, запах и т.д.). В пособиях расположили 17 имён признаков, оставили ещё дополнительные пустые ячейки для будущего. Пособие стало универсальным: использовалось на разных видах занятий и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.

50. «Вертолина»

Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.

Используемая литература:

1. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 1984 г. - 243 с.
2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с.

3. Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. сборник конспектов занятий воспитателей Центра. -Ульяновск, 1996г. -100 с.

4. Мурашковска И.Н. Развивающие игры. Игра "Теремок". -Рига 1994 г.

5. Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 1993г. - 32 с.

6. Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А., Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М, 1998 г.

7. Программа воспитания, обучения дошкольников и формирования у них диалектического способа мышления. сост. Н.И.Ардашева, И.Я.Гуткович, Т.А.Сидорчук, О.Н.Тарасова. -Ульяновск, 1995г. -67с.

8. Саламатов Ю. П. Как стать изобретателем. 50 часов творчества. - М.: Просвещение, 1990 г.

9. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М, 1998.

10. Самойлова О.Н. Технологические цепочки по использованию методов РТВ в работе с дошкольниками. пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. -Ульяновск, 1996г. -39с.

11. Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. изд. 2, - Ульяновск, 1991г.- 52с.

12. Сидорчук Т.А., Мушарапова Л.А. Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного возраста в сб. Проблемы образ. в системе детский сад - школа: традиции и инновации, -г. Ростов-на-Дону, 1994г. - стр.75-77.

13. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск: ООО "Росток", 1998. -64 с.

16. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. -Ульяновск, 1996г. -152с.

17. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.

18. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000.

19. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. Москва, 2004.

20. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. -М.: Вента-граф, 2005.

21. Методика психолого-педагогического обследования дошкольников с задержкой психического развития. Под ред. Н.В. Новоторцевой, Ярославль, 2008.

22. Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Катринка без запинки /методика рассказа по картине/. – Спб.: Из-во ТОО ”ТРИЗ-ШАНС”, 1995.

23. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников (методическая разработка), 2004.

Елена Подкорытова
Отчёт о проделанной работе по освоению и внедрению во второй младшей группе ТРИЗ технологий

Отчёт по развитию во второй младшей группе

ТРИЗ технологий .

Цель ТРИЗ

– не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств, творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Формировать у детей творческое мышление, т. е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Для формирования и развития творческих способностей детей на группе есть :

Оформлен уголок «Почемучки» , сделаны схемы признаков, волшебники ТФ, гномики органов чувств, схемы эмоций, круги луллия, подзорные трубы для выделения объектов на картине, волшебные очки для выделения объектов по признакам, таблицы по описанию объекта.

Наглядные пособия :

Картинки для составления логических рассказов, беседы по картинкам (чувства, эмоции) «Я развиваюсь» , рабочая тетрадь «Ознакомление с признаками» , карточки «Играем с признаком» .

Словесные игры :

Дидактические игры по формированию системного мышления, игры – ТРИЗ плюс экология , игры для работы с картиной , игры для обучения детей приёмам фантазирования.

Игровые занятия по ТРИЗ :

«Удивительный мир картинок» , конспекты занятий с ТРИЗ , занятия с ТРИЗ в детском саду ГИН С. И.

Настольные игры :

«Что сначала, что потом» , «Неразлучные друзья» , «Что, откуда, почему» , «Хочу всё знать» , «Найди пару» , «Угадай по тени» , «Логический поезд» , «На одну загадку, четыре отгадки» , «Волшебные кармашки» , «Волшебные домики признаков» .

Методическая литература :

«Познаём и фантазируем с кругами луллия» (технология триз ) Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх, «Учим дошкольников думать» А. М. Щетинина, «Я познаю мир» Т. А. Сидорчук.

За время внедрения и применения ТРИЗ технологии , дети научились выделять у объектов признаки, воспринимают и узнают схематическое изображение имён признаков, учатся сравнивать объект, с признаком другого объекта. У детей формируются основы системного мышления, которые позволяют дать ребёнку более широкое и глубокое представление об объектах природного мира. Дети учатся при помощи модели (какой – что такое же; что делает _ что делает также) составлять загадки. Для рассматривания картин дети используют подзорную трубу для нахождения объектов, дети объединяют объекты, при помощи волшебника (Объединяй, при помощи волшебных очков учатся выделять объекты по признакам форма и цвет. Для вхождения в картину мы используем гномиков (слушаю, нюхаю, трогаю, ощущаю, смотрю, но для детей ещё пока сложно усвоить действия с гномиками. Читаем и моделируем сказки, пробуем решать проблемные ситуации героев сказок. Дети с помощью воспитателя научились анализировать и зарисовывать стихи в схематичном порядке и потом заучивать их. Учатся составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок. В экспериментальной деятельности дети при помощи воспитателя научились составлять и считывать схемы- алгоритмы по проведённому эксперименту или наблюдению. У детей развивается речь, формируется творческое мышление. Мы планируем дальше продолжать осваивать технологию ТРИЗ во всех видах деятельности с детьми. Ведь такой подход ведёт к формированию смысла представляемой информации, её расширению и к загрузки памяти.

Современные родители и педагоги ставят перед собой задачу развивать ребенка в первую очередь творчески. Огромное внимание уделяется развитию таких способностей. Поэтому нередко можно встретить воспитателей, которые применяют ТРИЗ для дошкольников в своих обучающих программах. Игры и задания, на которых основана эта система, способствуют развитию активного мышления, а также делают процесс творческого становления личности намного увлекательнее как для ребенка, так и для взрослого.

Что такое ТРИЗ?

ТРИЗ - это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. Многие родители используют элементы ТРИЗ в своих даже не подозревая об этом.

ТРИЗ для дошкольников - программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную. Она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения.

Многие игры знакомы мамам и воспитателям, но когда обучение и развитие проходят систематически, то ребенку проще приобретать новые умения и навыки. Поэтому тем, кто заинтересован в становлении гармоничной творческой личности малыша, необходимо поближе ознакомиться с ТРИЗ для дошкольников. Это не только полезно, но еще и очень интересно.

У истоков теории

Теория решения изобретательских задач является одной из самых уникальных методик для развития ребенка. Ее основателем в 1956 году стал Г. С. Альтшуллер - советский инженер. Он считает, что любой желающий может научиться изобретать, и для этого не нужно иметь врожденный талант.

Сам Генрих Саулович изобретал с самого детства и уже в 17 лет имел авторское свидетельство. Кроме того, он еще был писателем-фантастом, среди произведений которого известные "Икар и Дедал", "Баллада о звездах", "Легенды о звездных капитанах" и многие другие.

Ситуация сегодня

На сегодняшний день создано несколько развивающих центров, в основе которых лежит классическая методика ТРИЗ для дошкольников. Но постепенно, в процессе работы, они добавляют новые разделы.

Примечательно то, что многие приемы теории решения изобретательских задач постепенно внедряются в систему классического дошкольного образования для того, чтобы развивать у малышей

Суть методики

ТРИЗ для дошкольников - занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Здесь детям некогда скучать, потому что во время обучения используются диалоги, живое общение, дискуссии.

Воспитатели, которые придерживаются развития по ТРИЗ для дошкольников, в первую очередь обращают внимание на любопытные вещи. При этом предлагают посмотреть на интересное событие или предмет с разных сторон. Найти что-то хорошее, потом плохое. Если изучаемый объект позволяет, то можно провести интересные опыты, но при этом не объяснять ребенку, почему получился именно этот результат.

Все это развивает в ребенке любознательность и интерес к новым открытиям. Как говорил сам основатель этой методики: "ТРИЗ - это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию".

Цель ТРИЗ (игры для дошкольников) - не просто развивать фантазию, а учить ребенка творчески подходить к решению той или иной проблемы.

Основные методы и приемы ТРИЗ

Для организации правильного исследовательского процесса с детьми воспитатель или родитель должен хорошо понимать и использовать различные методы и приемы, которые применяются в ТРИЗ.

Основными из них можно назвать следующие.

  1. Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача. Учащиеся же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение.
  2. Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции "что такое хорошо, что такое плохо". Из всего имеющегося выбирается оптимальное.
  3. Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить.
  4. "Да-нет-ка" - своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других ребят, строить на основе их ответов свои предложения. Этот метод ТРИЗ в развитии речи дошкольников играет не последнюю роль.
  5. Синектика - метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.
  6. необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.
  7. Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).
  8. Метод Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.

Какие цели ставятся в процессе занятий?

Технология ТРИЗ для дошкольников имеет еще много различных методов и приемов обучения, которые применяются в развитии детей. Например, агглютинация, гиперболизация, акцентирование и другие. Все это дает возможность проводить обучение в увлекательной форме, отличной от уроков. Такие методы обеспечивают прочное усвоение и систематизацию полученной детьми информации.

Во время таких занятий происходит стимуляция мышления ребенка, а также всестороннее развитие творческой личности при помощи детского воображения и фантазии.

Дело в том, что в современном обществе необходимы люди, которые умеют мыслить нестандартно, находить и предлагать смелые решения, не боящиеся делать что-то не так, как все. Этому посвящена ТРИЗ для дошкольников. Занятия построены таким образом, что дети легко усваивают предложенный материал благодаря четко выстроенной исследовательской деятельности.

Этапы проведения занятий

В каждом занятии выделяется несколько этапов работы. У каждого из них есть своя определенная цель.

  1. На первом этапе ребенок учится обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни. Что общего у дерева и травы? Что общего у бумаги и коры дерева?
  2. Второй этап учит ребенка проявлять фантазию и изобретательность при решении поставленных задач. Например, придумать игрушку, в которую хотелось бы играть постоянно, чтобы никогда не было скучно.
  3. На третьем этапе перед детьми ставятся сказочные задачи и предоставляется возможность сочинить собственные истории. При этом нужно использовать приемы ТРИЗ для дошкольников.
  4. Четвертый этап дает возможность детям применить новые знания для нестандартного решения задач.

Два главных правила занятий по ТРИЗ

Существуют правила, которые сделают процесс максимально эффективным.

  1. На каждом этапе занятия детям предлагают предметы, явления из областей, которые понятны: "Я и природа", "Я и Я", "Я и другой человек", "Я и предмет". Это помогает ребенку легче усвоить противоречия окружающего его мира.
  2. Все занятия по ТРИЗ для дошкольников проводятся в игровой форме. При этом каждая игра, каждое задание должно сопровождаться наглядным материалом.

Взаимодействие между воспитателем и ребенком

Во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников) общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам:

  • При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей.
  • Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка.
  • Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово "правильно", а слова "замечательно", "здорово", "интересное решение", "необычный подход".
  • Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
  • Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны.
  • Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.
  • Мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях.

Какие игры бывают в ТРИЗ

Естественно, что на занятиях воспитатель активно использует игры ТРИЗ для дошкольников. Картотека этой методики очень разнообразна. Рассмотрим некоторые примеры характерных игр для теории решения изобретательских задач.

  1. "Да-нет-ка". Взрослый придумывает слово. От ребенка требуется задавать наводящие вопросы. При этом тому, кто задумывает слово, можно отвечать только односложное "да" или "нет", пока не будет получен правильный ответ.
  2. "Черно-белое". Взрослый показывает детям карточку с изображением предмета белого цвета. Дети должны назвать все положительные качества этого объекта. Потом демонстрируется карточка с тем же предметом, только черного цвета. В этот раз надо назвать все отрицательные черты.
  3. "Перевертыши". Для игры нужен мяч. Взрослый бросает малышу мяч и говорит слово, а ребенок придумывает слово, которое противоположно по значению, и кидает мяч обратно.
  4. "Маша-растеряша". Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Выбирается "Маша". Она вытягивает карточку и говорит: "Ой!" Один из игроков задает ей вопрос: "Что с тобой?" Она смотрит на изображение на карточке и отвечает: "Я потеряла то, что изображено (например, ножницы). Как же я теперь буду аппликацию делать?" Остальные должны предложить разные варианты выхода из этой ситуации. "Маша-растеряша" выбирает лучший ответ и дает монетку. В конце игры подсчитывается количество монеток и определяется победитель.