Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры

Гусева Наталья Николаевна

МБОУ «Баклушинская общеобразовательная школа»

Учитель первой квалификационной категории.

Урок - викторина по краеведению по теме «Мой любимый Пермский Край»

Задачи: Закрепить знания детей:

1. О символике, городах, полезных ископаемых, знаменитых людях и местах, о растениях и животных, об истории Пермского края.

2. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой край.

3. Умение работать коллективно, толерантное отношение к товарищам, чувство ответственности за свои поступки.

Ход урока.

Здравствуйте, дети! Мы проводим урок - викторину знатоков Пермского края.Желаю всем сегодня отличного настроения и радости от побед. За круглым столом собрались участники игры - это знатоки Пермского края. Они должны проявить эрудицию, остроумие, сообразительность и смекалку, а также быть очень внимательными и дружными, чтобы прийти к победе.

I конкурс. Представление команд.

Приветствую всех членов команды и желаю им победить. Итак, игроки готовы? Внимательно послушайте правила игры.

Игра состоит из 9 раундов. Каждый раунд соответствует указанному стрелкой названию сектора на игровом поле.

В каждом секторе располагаются конверты с заданиями по темам: история, символика и города, полезные ископаемые, водоемы, памятники природы, знаменитые люди, растительный, животный мир, музеи Пермского края.

На обдумывание и обсуждение задания команде дается время, когда игроки могут общаться между собой.

После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан, или игрок, уверенный в правильности своего ответа.

Подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы, будет компетентное жюри.

Вращают барабан капитаны по очереди.

В конверте лежат вопросы. Команда берет 1 вопрос, на подготовку дается 2 минуты (по песочным часам), обсуждение идет у всех команд, право ответить первыми команде крутившей барабан.(волчок со стрелкой)

Раунд 1. Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №1 «История Пермского края»

1. По Сибирскому тракту проезжали и «высочайшие особы», в

с. Б.Соснова есть часовня, построенная в честь проезда этого царя. (Александра I)

2. Название города Пермь в 1940-1957 гг. (г.Молотов)

3. В середине 16 века (1558г) эти именитые люди были жалованы грамотой Государя Московского и Всея Руси Ивана IV и получили в управление земли Перми Великой - большую часть Западного Урала. (Строгановы)

4. Этот город называют матерью городов Прикамья. Он основан в 1535 году, когда на высоком правом берегу реки Колвы был возведен первый на Урале деревянный кремль-крепость. (Чердынь)

5. В 1580 году появился Сосновский острожек, построенный для охраны промыслов купца-промышленника Строганова. Объясните его название. Почему так называется?

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №2

«Города Пермского края»

1. С каким российским городом в 19 веке сравнивали Усолье? (Усолье - град - Санкт - Петербургу брат)

2. В мире только три города стоят на семи холмах Рим, Москва и эта древняя столица Перми Великой. (Чердынь)

3. Какой город Пермского края, называли «Уральской кочегаркой»? (Кизел)

4. Этот город в 1737 году стал столицей Пермского края. (Кунгур)

5. Город, имя которого произошло от названия особой рыболовной сети с крупными ячейками. (Оханск, охань- сеть)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №3

«Полезные ископаемые Пермского края»

1. Название этого камня происходит от греческого слова «селена» - луна, так как отливает лунным светом. (селенит)

2. Как раньше называли поваренную соль, добываемую в нашем крае? (пермянка)

3. Какое полезное ископаемое послужило причиной строительства Егошихинского завода? (медь)

4. Какое полезное ископаемое называют «черным золотом?» (нефть)

5. Из этой добываемой в Верхнекамье соли можно получить ценные для земледелия удобрения, её ещё называют «соль плодородия». (калийная соль)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №4

«Водный край»

1. Почему Пермь называют портом пяти морей? Каких? (Каспийского, Азовского, Черного, Балтийского, Белого)

2. Какой город назван по реке на которой стоит, а название реки переводится, как «медвежий угол»? (Очер)

4. Где берет начало(исток) река Кама? (В Удмуртии, д. Карпушата)

5. На какой реке находится водопад Плакун? (на р. Сылва в Суксунском районе)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №5

«Знаменитые люди Прикамья»

1. Сподвижник Петра I, ученый, основатель города Пермь. (В.Н. Татищев)

2. В 1558 году Иван IV пожаловал ему огромные владения по рекам Каме и Чусовой. В своих владениях этот человек, а позже его потомки развивали: земледелие, солеварение, рыбные, охотничьи и рудные промыслы, строили города, крепости. О ком идет речь? (А.Ф.Строганов)

3. Назовите фамилию пермского детского писателя, автора сказки «Капитан Коко и зеленое стеклышко» (Лев Кузьмин)

4. Наш земляк изобретатель беспроволочного телеграфа. (А.С.Попов)

5. Этот человек покорил Сибирское ханство и присоединил Сибирь к Руси, в Орле-городке ему стоит памятник. (Ермак)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №6

«Растительный мир»

1. Чей башмачок можно найти в лесах Пермского края? (Орхидея- Венерин башмачок)

2. В одной сказке злая мачеха посылает девочку зимой в лес за ягодами, а ведь достать зимой из-под снега свежие ягоды можно не только в сказке, но и на самом деле. Что это за ягоды? (Клюква)

3. Из какого дерева делают пианино? (из ели)

4. Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая? (в осиновой коре содержится 10% жира)

5. По латыни это дерево называется пинус, что значит «скала». А как это растение называется по - русски?

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №7

«Животный мир»

1. Есть в Пермском крае птица, любительница ледяных ванн «птичка-морж». (Оляпка обыкновенная)

2. Черный гость из Африки, птица очень редкая, занесена в Красную книгу. (Черный аист)

3. Этого редкого удивительного зверька, ученые называют «живое ископаемое», занесено в Красную книгу, живет в водоемах, норы строит в берегах. (Выхухоль)

4. Это животное типичный житель наших лесов. Его, еще называют «сохатый». (Лось)

5. По наличию этой рыбы, можно определить чистоту реки, занесена в Красную книгу России. (подкаменщик)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор № 8

« Природные памятники»

1. В 1982 году для охраны ненарушенных участков коренной горной тайги Предуралья и Урала был основан природный заповедник на Среднем Урале, в самой высокой части его западного склона, расположен живописный горный хребет. Само имя которого на уральском диалекте означает «красивый, чудесный.» (заповедник Басеги)

2. В этом заказнике Пермского края можно изучать сразу три природные зоны: горы, лес, степь. (заказник Предуралье, в Кунгурском районе)

3. Этот живописный водопад из 4-5 ступеней, высотой 10 -15м каждая находится на реке Улс- приток Вишеры. (водопад Жигалан)

4. Это очень древний геологический памятник природы. Сформировалась пещера более 10 тыс. лет назад. В 1709 году по Указу ПетраI составлен первый план пещеры. (Кунгурская ледяная пещера)

5. На реке Вишера есть чудо природы - камень отзывающийся на любой звук многократным эхом. (камень Говорливый)

Внимание, уважаемые игроки! Вам выпал сектор №9

Музеи, фестивали Пермского края.

1. Чему посвящен один из самых популярных музеев Соликамска. (соли)

2. Какому предмету в Нытве посвящен единственный России музей? (ложке)

3. Какому герою русской истории посвящен музей на территории этнографического парка истории реки Чусовой? (Ермаку)

4. Архитектурно- этнографический музей под открытым небом. (Хохловка)

5. Как называется фестиваль воздухоплавания в Кунгуре? (Небесная Ярмарка)

6. В каком городе Пермского края находится музей каски? (Лысьва, т.к. в годы ВОВ находился завод, выпускавший солдатские каски)

Подведение итогов.

Рефлексия.

Используемая литература:

Черных А.В., Т.В. Похожаева Твое Прикамье. Береги свой дом - Пермь: «Пушка», 2002.

Горбацевич Н.П., Шатрова Н.В. Прикамье: странички далеких и близких времен. - Пермь: «Книжный мир», 2003.

Князева. Маленький пермяк. (1,2,3,4 кл)- Пермь: «Книжный мир», 2007

Агафонова Н.Н., Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Странички истории земли Пермской: Прикамье с древнейших времен до начала 18 века. - Пермь: «Книжный мир», 1996.

Л.А.Боровская, Н.С.Жесткова, О.Д.Цветова Наш Пермский край -Пермь ПГПУ,2012г.

А.Гин, И.Андржевская. 150 творческих задач о том, что нас окружает. Москва: Вита Пресс 2012г.

Особо охраняемые природные территории Пермской области.- «Книжный мир» Пермь. 2002

Андрей Зеленин. Пермь и Пермский край: занимательное краеведение. - ПКОО «Пермский писатель», 2013г.

Район, в котором мы живем. Комплект открыток. Т. Лузина, Л.Истомина. -

Б-Соснова, 2011.

Большесосновский район- продолжение истории. МБУК «Большесосновская межпоселенческая центральная библиотека»: сост. Т.В. Лузина - Б-Соснова, 2014.

Важным аспектом нравственно-патриотического воспитания является знакомство детей с культурой, традициями, историческим прошлым и современностью своего родного края. Уточнить и закрепить знания ребят в этой сфере помогут викторины и интеллектуальные соревнования, сценарии которых собраны для Вас в данном разделе. Посмотрите, какие вопросы и задания разработали Ваши коллеги для систематизации и обобщения представлений своих подопечных о малой родине; какие формы организации честной борьбы нашли. Если Вам предстоит подобное мероприятие, успешный педагогический опыт, изложенный на этих страницах, станет для Вас хорошим подспорьем.

Родной свой край люби и знай. Эти знания помогут победить!

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 564 .
Все разделы | Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры

Викторина «Знатоки родного города» для детей старшего дошкольного возраста Цель : развивать разносторонние качества личности ребенка. Зада чи : 1. Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление. 2. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре. 3. Формировать патриотические...

Конспект игры-викторины «День России» Автор : Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область Цель занятия : обобщить и систематизировать знания детей о России. Образовательные задачи : 1. закрепить знания детей о нашей стране и родном крае , городе, о...

Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры - Викторина «Моя малая Родина»» для детей подготовительной группы

Публикация «Викторина «Моя малая Родина»» для детей подготовительной...» Группа: подготовительная группа (Читающие дети) Викторина «Моя Малая РОДИНА»» для детей подготовительной группы Группа: подготовительная группа, дети 6 – 7 лет (Читающие дети) Образовательная область: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие. - Внимание!...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Познавательная викторина «Мой любимый город» для детей подготовительной группы Познавательная викторина для детей подготовительной группы Программное содержание: расширить представления детей о живой и неживой природе нашего края; о рабочих профессиях, полезных ископаемых; о символике области, города; развивать любознательность, наблюдательность, речевую...


Познавательная викторина «Моя Россия» Цель: Организация летнего досуга дошкольников в рамках празднования государственных праздников. Задачи: - Закрепить и расширить знания детей о символах России, Родине, родном крае; - Развивать наблюдательность, внимание, связную речь; -...

Викторина «Наша Родина - Россия» в старшей группе Викторина «Наша Родина – Россия» Старшая группа Просмотр мультфильма «История России» М. Князевой. Ведущий. Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы, ребята, знаете, почему у нашей страны такое название? За ясные зори, умытые росами, За русское поле с...

Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры - Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы. Викторина «Моя Родина - Россия»

НОД по познавательному развитию для детей старшей группы Викторина «Моя Родина- Россия» Цель: закрепить знания детей о нашей стране, о нашем селе Юца; формировать понятие родины, как место, где человек родился, и страны, где он живёт; систематизировать знания детей о...

15 мая 2019 года по инициативе детской организации "Вершки – корешки", в целях совершенствования героико – патриотического воспитания, формирования высокого патриотического сознания и верности Отечеству, в нашем МБДОУ была организованна городская интеллектуально – спортивная...

Игра-викторина в старшей группе

«Мой любимый город»

Воспитатель: Таткова Наталия Николаевна

Цель: Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о

малой Родине – городе Сосновый Бор через игровую мотивацию.

Задачи:

üзакрепить знания детей о родном городе, его символике;

ü способствовать развитию зрительного внимания, развивать общие речевые навыки;

ü воспитывать любовь и бережное отношение к родному городу;

ü воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Оборудование: Ноутбук, проектор, интерактивная доска; фильм «Глазами Карлсона» (автор М.А. Вовченко – папа одного из воспитанников)); фото города Сосновый

Бор ; символика города ; условные обозначения «Правила

викторины», значки-эмблемы для команд :«Знайки» и

«Почемучки» ; призы – медали «Умник» и «Умница».

Предварительная работа : Беседа «Мой город » ;рассматривание фотографий о

городе Сосновый Бор ; рассматривание государственных

символов (гербов) ;чтение и разучивание стихов и пословиц о малой

Ход викторины:

Дети заходят в группу , здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, на нашу группу пришло письмо.

Вам интересно, что там внутри? (Открываем конверт, внутри – диск)

Как вы думаете, что на диске записано? (Предположения детей)

Тимофей, прочитай, пожалуйста, что написано на диске. («Глазами Карлсона »)

А вы знаете, кто такой Карлсон? (Ответы детей )

Где живёт Карлсон? Что с крыши он мог увидеть? (Ответы детей)

Присаживайтесь на ковёр, давайте посмотрим, что же увидел Карлсон?

(просмотр отрывка из фильма)

Воспитатель: Что же увидел Карлсон? (Он увидел наш город, улицы, залив, сосны и т.п.)

Воспитатель : Ребята, а вы любите свой город?
- За что вы его любите? (ответы детей «Я люблю свой город за то, что он … красивый, уютный, в нём есть детские площадки, сады, школы, красивые улицы и т.п.»)
- Каждый человек любит свою Родину, город, в котором он живёт.
- Любить можно только то, что хорошо знаешь. Чем больше мы будем знать о своём городе, тем больше будем его любить.

- Мы много говорили о нашем городе , рассматривали фотографии, читали. Сейчас я предлагаю вспомнить всё, что вы знаете о нашей малой Родине и поиграть в игру – викторину на тему «Мой любимый город», в которой будут принимать участие две команды: команда «Знайки» и команда «Почемучки».

За каждое выполненное задание команды будут получать один элемент пазла. В итоге у вас должен получится символ нашего города. Следить за нашей викториной будет жюри (представление жюри)

Сейчас попрошу вас внимательно прослушать правила викторины:

(можно спросить детей, что означают данные условные обозначения)

1. Выслушивать внимательно каждый вопрос.

2. Если вы готовы ответить, поднимайте руку.

3. Не выкрикивать, не подсказывать, не шуметь.

4. Если игроки не знают ответ, право ответить получают участники

другой команды.

Капитаны команд:

«Знайки» - Тимофей Л.

«Почемучки» - Лиза П.

Посмотрите на свои эмблемы, определите, кто в чьей команде.

(команды выстраиваются напротив друг друга)

Капитаны, представьте, пожалуйста, свои команды.


Команда «Знайки»

Если много хочешь знать,

Всем вокруг пора сдаваться,

Против нас не удержаться!

Команда «Почемучки»

Мы – любознательные дети:

Знать хотим мы всё на свете!

Мы на всё найдём ответ,

Команды лучше нашей нет!


Воспитатель: Наша викторина пройдёт под девизом:

«Живи увлекайся, но помни одно,

что дружба на свете дороже всего» .

Прошу команды занять свои места.

Первый конкурс«Разминка»

Как называется наша страна? (Наша страна называется Россия )

Назовите столицу России? (Столица России – Москва)

Какие цвета у флага России? (У флага России 3 цвета – белый, синий, красный )

Что означает слова малая Родина? (Малаяродина- это место, где человек родился)

Как называется нашгород ? (Наш город называется Сосновый бор)

Как называются жители нашегогорода ? (Жители города называются сосновоборцы)

Какая река протекает черезгород Сосновый Бор ? (Через город протекает река Коваши)

Как называется наша область? (Наша область – Ленинградская)

(вручаем один пазл)

Второй конкурс «Город в настоящее время »

Сколько лет нашему городу ? (Нашему городу 19 апреля исполнилось 44 года)

На какой улице находится наш детский сад? (проспект Героев, 72 )

Какая достопримечательность украшает наш город? (детский комплекс Андерсенград)

Кто знает, как называются улицы нашего города . (команды называют по очереди) .

Дети, в нашем городе находятся много разных зданий. Я вам буду загадывать загадки, а вы, отгадывая, будете называть эти здания по очереди каждая команда.


Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить, -

Сумку мы с тобой берем,

И на улицу идем,

Там проходим вдоль витрин

И заходим в…. (Магазин)

Если мы посетим

Заведение это,

Два часа посидим

В темном зале без света.

(Кинотеатр)

Большой, просторный, светлый дом.

Ребят хороших много в нём.

Красиво пишут и читают.

Рисуют дети и считают. (Школа)

В этой фирме все бывают,

Бланк сначала заполняют,

Вносят в кассу платежи.

Что за фирма, подскажи? (Банк)

Здесь можно опустить письмо,

Отправить телеграмму.

По телефону позвонить

В командировку маме.

Ты можешь здесь купить конверт

Послать посылку срочно.

Всем передать большой привет

Ведь это здание -(почта)

Люди в белом, не скучают,

Не сидят без дела,

Курс леченья назначают

Эти люди в белом.

Если кто- то заболел

Все идут лечиться

В городскую , детскую (больницу)

Это что за чудный дом?

Сто детишек в доме том,

Дом детишкам очень рад.

Что же это (детский сад)


Какие ещё известные здания есть в нашем городе?

Слово жюри:_____________________ (вручаем второй пазл)

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас немного поиграть. Встаём врассыпную. Повторяем вместе со мной.

Физкультминутка:

Мы по улице шагаем, (шагаем)

Выше ноги поднимаем. (высоко колени)

По сугробам не пойдём, (жест рукой)

Мы его перешагнём. (шаг в сторону)

На скамейку мы присели, (присели)

Там конфет кулечек съели. (имитация руками)

А когда друзей встречали, (встали)

Мы руками им махали! (машем)

Вот как славно погуляли: (шагаем)

Друг за другом мы шагали! (шагаем друг за другом)

Раз-два, раз-два! (шагаем)

Подойдите все сюда! (образовали круг)

Это город. Как высок он! (взявшись за руки, поднимаем их вверх)

Сколько крыш и сколько окон. (показываем)

Город наш такой большой, (руки в стороны)

Он уютный и живой. (обнимаем себя)

Он сверкает и цветёт, (руками «фонарики»)

Город улыбается, (улыбаемся друг другу)

Он нам очень нравится! (знак кистями рук «класс»)

Третий конкурс «Конкурс капитанов»

«Стихи о родном крае»

Сейчас капитан от каждой команды прочитает стихотворение о родном крае громко и выразительно.


Здесь шумит морской простор,
И волны бьются в дюны
Здесь стоит Сосновый Бор,
Сказочный и юный.

Здесь хвоей пахнет круглый год,
Весной сирень дурманит,
Здесь сосны держат небосвод,
И синь залива манит.

Здесь каждый год Нептуна ждут
Со свитой на параде,
И гномы добрые живут
У нас в Андерсенграде.

Здесь, корпусами до небес
Взметнувшись величаво,
Стоит красавица ЛАЭС -
Наша любовь и слава.

И летом пляжи нас зовут
На берега залива,
Где сосны чудные растут
Божественно красиво.

И манит вдаль морской простор,
И нет прекрасней ничего:
Сосновый Бор, Сосновый Бор -
Столица сердца моего.


Слово жюри:_____________________ (вручаем третий пазл)

Четвёртый конкурс «Кто внимательный»

Вопросы о городе по типу игры « Четвёртый лишний»

1. Какого здания нет в нашем городе? (Дворец культуры, аквапарк , кинотеатр, музей)

2. Какого пассажирского транспорта нет в нашем городе? (Автобус, троллейбу с, такси, маршрутка)

3. Какое дерево летом засыпает наш город «снегом»? (Берёза, тополь , клён, рябина)

4. Какое здание есть в нашем городе? (Собор Василия Блаженного, храм Спаса на

Крови, храм Неопалимая Купина, храм Христа Спасителя)

Слово жюри:_____________________ (вручаем четвёртый пазл)

Пятый конкурс «Домашнее задание»

Воспитатель : Дорогие ребята, вы все несомненно очень любите свой город . Но чтобы он всегда оставался таким, его надо беречь. Нашим командам было дано задание нарисовать рисунки, посвящённые бережному отношению к родному городу .

Пока жюри оценивает ваше домашнее задание, ребята скажут несколько строчек о бережном отношении к родному городу .

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –

Быстро нашигорода превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Мы в любую непогоду охранять хотим природу.

Чтоб деревья ицветы город украшали ,

Чтобы этой красоты люди не ломали.

Слово жюри:_____________________ (вручаем пятый пазл)

Шестой конкурс «Собери символ»

Задание: собрать из пазлов герб города, назвать и рассказать, что на нём изображено.


По диагонали проходит крепостная зубчатая стена - она обозначает, что город построен на земле старинного Ижорского княжества. Символ атомного ядра указывает на Ленинградскую атомную электростанцию . Лучевая корона над символом атомного ядра обозначает энергию мирного атома.

Волнистый серебряный поток - пограничные морские рубежи на Балтике. Золотой замок с аркой и шпилем означает детский игровой комплекс «Андерсенград», который является главной достопримечательностью города. Цвета герба, лазоревый и зелёный, означают мир, чистоту, процветание и надежду.


Воспитатель : Вот и закончилась наша викторина. Огромное спасибо всем участникам и гостям.

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес

Если сказать это слово с душою

Глубже морей оно, выше небес.

Подведение итогов викторины : « Мой любимый город ».

Дети, вам понравилось сегодня играть?

Кто помнит с чего началось наше занятие? (В группу принесли письмо)

Что было в письме? (В письме был фильм о нашем городе)

Воспитатель: Ребята, я вам открою небольшой секрет – этот фильм снял папа Вани, Максим Александрович. Мы посмотрели только отрывок из фильма, чуть позже мы увидим весь фильм.

На какие вопросы вы отвечали в первом конкурсе?

Во втором конкурсе были загадки, кто помнит о чём?

Кто самым внимательным оказался в игре «Четвёртый лишний»?

Ребята, вы молодцы! Вы сегодня очень хорошо отвечали на вопросы. Нарисовали замечательные рисунки. Вы знаете и любите свой город , в котором живёте.

Слово жюри_______________

Вручаем всем игрокам медали «Умник» и «Умница».

Поблагодарите друг друга за совместную игру. Пожмите каждому руку и скажите: «Мне было приятно с тобой играть ».

Готовимся к олимпиаде по краеведению
«Занимательные вопросы по туризму и краеведению»


Вопрос
Ответ
Область

1
На какой реке Кузбасса есть семиэтажные пороги?
Мрас-Су
география

2
Какую гору Кузбасса можно перекидать вилами?
Копна
география

3
Какой поселок Кузбасса стоит на трех реках?
Мундыбаш
география

4
Какую гору Кузбасса мы берем с собой в дорогу?
Чемодан
география

5
Где бывают реки без воды, города – без людей?
На карте
туризм

6
Может скажешь, если спросят, в чем туристы воду носят?
Во фляжке
туризм

7
Как спасти ночлег от змей?
Натянуть шерстяную нить вокруг палатки
туризм

8
Висит на стене и в тоже время падает
барометр
туризм

9
Что туристу надо знать, если он в палатке в дождик будет спать?
Не прикасаться к крыше палатки
туризм

10
Поломай свою головку, что такое кровохлебка?
Лекарственная трава
туризм

11
Как по камням найти направление на север?
С северной стороны камень покрыт мхом и лишайником
туризм

12
Можно ли принести воду в решете?
Можно, если она замерзнет
туризм

13
Как переводится название поселка Темир-Тау?
Железная гора
топонимика

14
Где находится липовая роща?
Около села Кузедеево
биология

15
Кто из прогрессивных американских писателей является автором рассказа «Эрнита»?
Т.Драйзер. Строительство коксохимического предприятия в Кемерово амер. Специалистами
литература

16
Какой писатель написал книги «День второй» и «Люди, годы, жизнь», в которых рассказывается о людях земли Кузнецкой?
Илья Эренбург
литература

17
«Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть!» Кто написал эти строки? Был ли автор в Кузбассе?
В.Маяковский
«Рассказ о Кузнецкстрое и людях Кузнецка»,
в Кузбассе не был
литература

18
Кто написал балладу «О трех коммунистах»? Кому она посвящена?
Н.Тихонов. Бессмертному подвигу трех новокузнечан Герасименко И.С., Черемнову Л.А., Красилову А.С. Каждый из них закрыл грудью амбразуру вражеского дота
литература

19
Кто автор романа «Земля Кузнецкая»? Что вы знаете об его авторе?
Александр Волошин. Начал трудовую жизнь в Осинникуах, роман о героическом труде кузнецких шахтеров удостоен Государственной премии
литература

20
Когда вышел первый номер областной газеты «Комсомолец Кузбасса»?
01.02.1950 г.
литература

21
Кого из литературных деятелей называют старейшим поэтом Кузбасса?
М.Небогатов
литература

22
В 1977 году книжное издательство выпустило сборник, который явился итогом труда кузбасских журналистов. Книга посвящена рабочему классу Кузбасса. Как она называется?
Рабочие плечи Кузбасса
литература

23
Какое дерево самое распространенное в нашем городе, является чемпионом среди деревьев по очистке воздуха от пыли, сажи и газа?
Тополь
биология

24
Какое дерево нашего края живет до 800 лет? Его называют «деревом вечности»
Лиственница
биология

25
Из какого дерева нашего края делают карандаши?
Кедр
биология

26
Какая самая большая река в Кузбассе?
Томь
география

27
Какая река протекает в нашем городе?
Аба
география

28
Из какой речки мы пьем воду?
Чумыш
география

29
Какая речка в Кузбассе носит имя последней буквы алфавита?
Яя
география

30
У какой птицы самый длинный язык?
У дятла – до 15 см
биология

31
Вертится, стрекочет, весь день хлопочет?
Сорока
биология

32
В названии какого города области указывается его местонахождение?
Междуреченск
география

33
В названии какого города области надо изменить одну букву, чтобы получить домашнюю обувь?
Топки
география

34
Какой город «сладкий» в Кузбассе?
Киселевск
география

35
В какой город Кузбасса опасно заходить без компаса?
Тайга
география

36
Назовите два угольных бассейна Кузбасса.
Кузнецкий каменноугольный и Канско-Ачинский
геология

37
Назовите месторождение марганца, кем и когда оно было открыто?
Усинское, Радужным в 1939 году
геология

38
Назовите крупнейшее месторождение талька?
Алгуйское
геология

39
Какие горы Кузбасса носят названия растений?
Малиновая, Кедровая, Брусничная, Колба
география

40
Кто из геологов занимался исследованием угольных залежей в Кузбассе?
Лутугин, Яворский, Ганеев, Баержинов, Чихачев, Державин, Снетков
геология

41
Самое большое озеро Кузбасса?
Большой Берчикуль
география

42
Назовите самое крупное животное лесов Кузбасса?
Лось
биология

43
В 1938 году в Кузбасс были завезены ценно-промысловые зверьки из северной Америки. Назовите их?
Андатра
биология

44
Назовите самый старый город нашей области?
Кузнецк
история

45
Когда была построена Великая Сибирская железная дорога?
С 1881-90 г.
история

46
В каком году была создана АИК (автономная индустриальная колония «Кузбасс»)?
1922 г.
история

47
В каком году КМК выдал первый чугун?
1932 г.
история

48
В каком году началось строительство КМК?
1926 г.
история

49
В 1942 году шахте «Зиминка» было присуждено звание «Лучшая угольная шахта СССР». Кто был начальником шахты в это время?
М.Косогорова
история

50
Кто из Кузбассовцев повторил подвиг Н.Гастелло?
Колядо, Черных, Земцов
история

51
Кто из наших земляков защищал Брестскую крепость?
Семенюк, Видолов
история

52
Какова площадь Кемеровской области?
95,9 тыс.кв.км
география

53
Какие иностранные государства могут разместиться на площади Кемеровской области?
Венгрия, Португалия, Австрия, Швейцария, Бельгия, Люксембург
география

54
На какой широте расположены самая северная и южная точки Кемеровской области? Назовите географическую долготу крайних восточной и западной точек?
56:54 и 52:08 северной широты и 84:33 и 89:28 восточной долготы
география

55
На сколько километров простирается кемеровская область с севера на юг и с запада на восток?
530 км и 300 км
география

56
С какими краями и областями граничит Кемеровская область?
Новосибирская и Томская области, Алтайский и Красноярский край, Хакасская и Горно-алтайская автономная область

география

57
С какой областью (краем) мы имеем самую длинную границу?
Красноярский край
география

58
По каким природным рубежам проходит административная граница Кемеровской области?
Водораздел Салаирского кряжа, водораздел Бийская грива, водораздел Абаканского хребта, кузнецкий Алатау и река Урюп
география

59
Сколько городов и районов в Кемеровской области?
20 городов и 19 районов
география

60
Перечислите города Кемеровской области?
Анжеро-Судженск, Белово, Березовский, Гурьевск, Киселевск, Кемерово, Ленинск-Кузнецкий, Междуреченск, Мыски, Новокузнецк, Осинники, Прокопьевск, Тайга, Таштагол, Топки, Юрга, Калтан, Салаир, Полысаево,
Мариинск
география

61
На берегах каких рек расположены города Кемеровской области?
г.Белово – р. Бачат; Кемерово, Юрга, Новокузнецк, Мыски, Междуреченск – р. Томь; Прокопьевск – Аба; Таштагол, Калтан, Осинники – р. Кондома; Мариинск – р.Кия

география

62
Какой город является центром металлургической промышленности?
Новокузнецк, Белово, Гурьевск
география

63
Какой город называется городом химиков?
Кемерово
география

64
Какой город называется транспортными «воротами» Кузбасса?
Юрга
география

65
Каким было административное деление нашего края до Великой Октябрьской социалистической революции?
Входила в состав Томской губернии и делилась на уезды: Томский, Мариинский, Кузнецкий
география

66
Что означают названия городов Междуреченска, Гурьевска, Мариинска, Таштагола?
Междуреченск – между двух рек Томь и Уса, Гурьевск по имени управляющего Кабинетом графа Гурьева, Мариинск переименован из города Кийского в 1867 году по имени жены царя Александра 2, Таштагол в переводе с шорского «каменный лог»
география

67
Какие формы поверхности наиболее характерны для Кемеровской области?
Возвышенности и горы
география

68
Назовите главные хребты Кузнецкого Алатау и Горной Шории?
Кузнецкий Алатау: Тегри-Тиши, Саргая, Тыдын, Алатага, Салтымаковский; Горная Шория: Шорский, Бийская грива, Абаканский, Саланский

география

69
Где расположены самая высокая точка и самая низкая точки Кемеровской области?
Голец Амзас-Таскыл (Верхний Зуб) 2178 м и пойма реки Томи близь устья речки Сосновка
география

70
Как переводится на русский язык названия хребтов и гор Кемеровской области: Тегри-Тиши, Саргая, Мустаг, Патын, Алатага?
Поднебесные Зубья, Желтая скала, топкое место, пестрая гора
топонимика

71
Назовите самые вкусные горы Кемеровской области?
Горы Малиновые и Кедровые (Беловский и Тисульский районы), гора Брусничная (Яйский район), Колба (Горная Шория), в др. местах вершины Черничная, Медовая, Сахарная
география

72
Кто первый применил термин «Кузнецкий бассейн»?
П.А.Чихачев – географ и геолог, исследователь Алтая, совершивший путешествие по Кузнецкому краю в 1842 г.
история

73
Горные породы какого возраста встречаются на территории Кузнецкой котловины?
Породы каменноугольного, пермского, триасового, юрского и мелового возраста
геология

74
Где в Кемеровской области встречаются наиболее древние отложения?

В Горной Шории и Кузнецком Алатау – протерозойские – около 1000 мл.лет
геология

75
Кто из ученых геологов провел большую работу по изучению геологического строения Кузнецкого бассейна?
Л.И.Лутугин в 1955 г. исследовал Кузнецкий бассейн с группой учеников (Яворсий В.И., Гапеев А.А., Бутов П.И. и др.)
история

76
Что представляла из себя территория Кузнецкой котловины в геологическом прошлом?
Морской залив между хребтов Кузнецкий Алатау и Салаирский кряж
геология

77
Назовите полезные ископаемые, залегающие в осадочных породах?
Каменный и бурый уголь, огнеупорные глины, формовочные пески, известняки, фосфориты, минеральные воды
геология

78
Кто открыл на территории Кузбасса каменный уголь и где?
Тобольский казак-рудознатец Михайло Волков в 1721 г. в районе г.Кемерово
история

79
Какие виды рудных полезных ископаемых встречаются на территории нашего края?
Железные, полиметаллические, марганцевые руды, нефелины, бокситы (руда на алюминий), киноварь (руда на ртуть), золото
геология

80
Какое нерудное сырье используется в черной металлургии?
Доломиты, кварциты, формовочные пески, огнеупорные глины, известняки, каменные угли
геология

81
Где находятся месторождения известняков в Кемеровской области?
Салаирский кряж (Мало-Салаирское, Бускусканское, Карачинское), у г.Топки (Соломинское), Яшкинское
геология

82
Что такое доломит и где он применяется в Кемеровской области?
Распространенный минерал, в черной металлургии для изготовления огнеупорных кирпичей и флюсов
геология

83
Какой минерал, встречающийся в нашей области, используют кондитеры, медики, химики?
Тальк, медицинская присыпка, наполнитель для зефира, пастилы
геология

84
Какой из районов области называют «золотым цехом» Западной Сибири?
В Тисульском районе Берчикульский золоторудный район
геология

85
Где в Кемеровской области встречаются месторождения полезных ископаемых, из которых делают «крылатый металл» - алюминий?
Кия-Шалтырское месторождение нефелинов, Барзасское месторождение бокситов
геология

86
Какие минеральные источники расположены на территории Кемеровской области?
«Терсинка» - углекислые минеральные воды близ деревни Макариха, содовые бессульфатные воды у села Борисово Крапивинского района
геология

87
Какие разновидности песков встречаются в Кемеровской области?
Формовочные, стекольные, гравийные для черной металлургии, строительства и производства стекла
геология

88
Какой месяц считается самым теплым и самым холодным в Кемеровской области?
Теплый июль и холодный январь
география

89
Чем объясняются резкие похолодания, характерные для области, наступающие зимой и весной?
Зимой и весной приход холодных воздушных масс с северного Ледовитого океана
география

90
Какие ветры преобладают в Кемеровской области, в какое время?
Западного и юго-западного направления в летнее время
география

91
Какую погоду приносят циклоны и антициклоны в нашу область?
Циклоны – дождливую и непостоянную погоду, антициклоны – морозную ясную погоду
география

92
Назовите самый влажный район Кемеровской области?
Западный склон Кузнецкого Алатау, до 1200 мм осадков в год
география

93
Какова в среднем высота снежного покрова в Кемеровской области?
В степных районах – 30-40 см, в горах – 1-1.5 метра
география

94
Когда в области наступают первые заморозки?
В конце августа, начале сентября
география

95
На какую глубину промерзает почва зимой в Кемеровской области?
2 метра
география

96
Когда на реках Кемеровской области устанавливается ледовый покров?
Во второй декаде ноября
география

97
К какой крупной речной системе относятся реки Кемеровской области?
К бассейну реки Оби
география

98
Где начинается и куда впадает самая крупная река Кемеровской области?
Исток – на стыке хребтов Кузнецкого Алатау и Абаканского, устье – в Томской области при впадении в Обь
география

99
На какой реке области находятся пороги и как они называются?
На реке Мрас-су – Хомутовские пороги
география

100
В какое время уровень воды в реках области самый высокий?
В Мае

101
За счет чего питаются реки области зимой?
За счет грунтовых вод

102
На какой реке Кузбасса создано искусственное море?
«Беловское море» на реке Ине

103
Какие озера называют каровыми и где они встречаются?
На склонах гор на месте снежников и ледников в Кузнецком Алатау

104
Какие реки в переводе на русский язык носят названия «тайменья», «выдряная», «гусиная», «хариусовая», «медвежья», «кедровая»?
Бельсу, Терсь, Амзас, Кундат, Саяпзас, Майзас

105
Где находится «Бычье горло» и как туда попасть?
При пересечении рекой Томью Салтымаковского хребта и Тарадоновского увала. Узкое место, стиснутое скалами, быстрое течение

106
На какой реке находится «Белокаменный плес» и чем он примечателен?
На реке Ине в районе поселка Макарак скалы из известняка и мрамора, много пещер и гротов

107
Какая речка Кемеровской области называется Сухой?
Речка Сухой Берчикуль в Тисульском районе

108
Какие почвы используются в сельском хозяйстве Кузбасса?
Черноземные, серые лесные почвы

109
Какие почвы оформились под лесами хвойными и лиственными в Кузбассе?
Подзолистые и серые лесные

110
Какой тип растительности преобладает в Кузбассе?
Леса

111
В каких растительных зонах можно побывать на территории Кемеровской области?
Степная, лесостепная, таежная зоны и горная тундра

112
Назовите самое распространенное дерево наших лесов, самое ценное?
Пихта, кедр

113
Какие пушные звери встречаются на территории области?
Соболь, норка, горностай, ласка, хорь, белка, ондатра, заяц-беляк, заяц-русак, бурундук, крот, бобр, выдра

114
Какие заказники расположены в Кемеровской области?
Бобровые заказники: Антибесский, Бунгарапо-Ажендаровский, Китатский; общие заказники: Нижнетомский, Новогутовский, Усть-Сосновский, Чумайско-Иркутяновский, терсино-нарыкский, Писаный

115
Какие народности проживали на территории нашего края до прихода русских?
Кеты, Шорцы, Телеуты

116
Какие географические названия носят имя народов, проживающих на территории Кемеровской области?
Телеуты, Чувашка, Белорус (Новокузнецкий район)

117
Какие отрасли промышленности получили развитие в Кузбассе?
Угольная, черная и цветная металлургия, химия, машиностроение, переработка древесины, производство стройматериалов, легкая и пищевая

118
Какая отрасль промышленности является ведущей?
Угольная

119
Назовите крупнейшие стройки Кузбасса первых пятилеток?
Кузнецкстрой, Беловский цинковый завод, шахты Прокопьевского и Ленинского рудников, Кемеровская ГРЭС

120
Когда был выдан первый чугун, первая сталь, прокатаны первые рельсы на КМК?
1932 год

121
Когда и где была заложена первая копь Кузбасса?
В 1851 году у села Бачаты – Бачатская угольная копь

122
Где находится первая в мире гидрошахта, когда она была пущена в строй?
Шахта «Полысаевская-Северная» в г.Ленинск-Кузнецком, 1953г.

123
Когда и где был построен первый железоделательный завод в нашем крае?
В 1771 году на реке Томь-Чумыш Томский железоделательный завод (ныне село Томское Прокопьевского района)

124
Когда началось строительство Западно-Сибирского металлургического завода?
1957 г.

125
Самая крупная шахта и самая глубокая в Кузбассе?
Крупная – «Томь-Усинская 1-2» ныне шахта им Ленина в г.Междуреченске, глубокая – шахта №5-7 в Анжеро-Судженске

126
Самая старая шахта и самый старый завод из ныне действующих в Кемеровской области?
Шахта 5-7 в Анжеро-Судженске с 1897г., Гурьевский металлургический завод имени М.К.Курако с 1816г.

127
Какие машины производятся на заводах Кузбасса?
Горно-шахтное оборудование, электромоторы, бытовые приборы

128
Какой город Кузбасса называют городом энергетиков?
Калтан, работает Южно-Кузбасская ГРЭС

129
Где в Кемеровской области был открыт первый краеведческий музей? Первая картинная галерея? Первый театр?
Краеведческий музей в г.Кузнецке, картинная галерея в г. Новокузнецке, театр в г. Кемерово

130
Прибор для измерения расстояний по карте?
Курвиметр

131
Линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой?
Горизонтали

132
Число, показывающее, во сколько раз расстояния на местности уменьшено при изображении на карте
Масштаб

133
Угол между направлением на север и направлением на объект?
Азимут

134
Прибор для определения сторон света
Компас

135
Какие растения встречаются в тайге Кемеровской области?
Пихта, кедр, береза, осина, липа, кустарник

136
Самая большая горная система Кузбасса?
Кузнецкий Алатау

137
Назовите крупные реки области?
Томь, Мрассу, Кондома, Кия, Яя, Урюп, Чумыш, Иня

138
Какие животные живут в зоне тайги Кузбасса?
Лось, марал, косуля, бурый медведь, рысь, выдра, соболь

139
Самая крупная птица нашей области?
Глухарь

140
Назовите первый признак черневой тайги?
Пихта и осина

141
Назовите самый ценный памятник старины в нашем крае?
Писаные скалы

142
Назовите три одноименных реки-сестры?
Терсь: Верхняя, Нижняя, Средняя – притоки реки Томь

143
Какая птица выводит птенцов зимой?
Клест

144
Какая хищная Кузбасса питается речной рыбой?
Речной орел - скопа

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ИГРА « ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ »

ДЛЯ 4,5,6 КЛАССОВ.

Цель и задачи :

1 .Развивать интерес к истории родного края, области;

2.Воспитывать чувство уважения к истории края, области;

3.Развивать познавательную активность учащихся.

Оборудование: экран с секторами, раздаточный материал.

Образовательная технология: развивающее обучение.

Содержание :

1 .Визитные карточки каманд.

2.Вопросы деда-краеведа.

3.Составь пословицы.

4. Мозаика.

5.Разминка для капитанов.

6.Д\З стихи о родном крае.

7. Подведение итогов

Вед. Храня преданья вековые,

Велик и молчалив наш край.

Богат природой и народом,

Истории его - не забывай .

1 . СЕКТОР: «ВИЗИТНЫЕ КАРТОЧКИ команд».

Представление команд: название и девиз.

II. Сектор: «Вопросы деда – краеведа».

Ведущий задаёт вопросы, учащиеся поднимают карточки с ответом

1. Найди лишнее! В нашем крае растут :

А) берёзовые леса

Б) оливковые рощи

В) осиновые леса

2.Самый крупный зверь наших мест :

А) волк

Б) белый медведь

В) лось

З. Найди лишнее! В наших реках и озёрах водятся :

А) лещи

Б) осетры

В) карпы

4. Найди лишнее! Среди пернатых можно встретить :

А) дрофа

Б) цаплю

В) колибри

5. Найди лишнее! Лекарственные растения нашего края:

А) калина

Б) малина

В) грецкий орех

6.Какое озеро расположено рядом с Бузулуком?

А) Ледяное

Б) Прозрачное

В) Глубокое

III. Сектор: «Составьте пословицу! ».

Ведущий называет часть пословицы участники команд из нескольких карточек с пословицами, поднимают вторую часть пословицы.

Тому тяжело, кто помнит зло

Кто хвалился, тот с горы свалился.

Легче руками работать, чем головой.

Дело не медведь, в лес не уйдет.

Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи!

Кто много знает, с того много и спрашивается.

Кто больше знает, тот меньше спит.

Незнайка лежит, а знай-ка далеко бежит.

IV. Сектор: «Мозаика».

Ребятам предлагаются наборы мозаик (разрезанные открытки животных и растений занесённые в красную книгу Волгоградской области) – кто быстрее соберет!

V. Сектор: «Разминка для капитанов».

Ведущий задаёт вопросы, капитаны команд поднимают карточки с ответами

1 .Как назывался Волгоград в годы Великой Отечественной войны?

А ) Сталинград

Б) Царицын

2.Станица Преображенская была основана как:

А) крепость

Б)

З.Мы живём на:

А) нижнем Поволжье

Б) среднем Поволжье

4.С какими районами граничит Киквидзенский?

А) с Еланским

Б) с Нооанинским

5.Наш край богат:

А) черноземом

Б) нефтью

6.Наш край славится:

А) Казачеством

Б)

7.Какая крупная река протекает по нашему району?

А) Бузулук

Б) Хопер

VI.Сектор: «Легенды нашего края»

(Д/З)Стихи о Родном Крае.

VI I .Сектор: «Без отгадки не загадка»

Ведущий читает загадки о полезных ископаемых, которые добываются в Ленинск – Кузнецком районе. Нужно отгадать загадку и показать условный знак этого полезного ископаемого. Побеждает команда, которая больше даст правильных ответов.

    Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Оно понадобится сразу. (Глина)

    Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

    Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе.

Сам он – удобрение. (Известняк)

VI II .Сектор : «Темная лошадка»

Каждой команде нужно по контуру определить животных и сделать надписи под рисунками. Побеждает команда, которая все выполнит правильно и точно.

I X .Сектор: Угадай-ка

Каждой команде нужно разгадать ребусы и назвать птиц, обитающих в нашей местности.

    Сорока

    Волга

    Клест

    Снегирь

    Сокол

    Пеликан

    Стриж

X .Сектор: Моя малая Родина.

Каждой команде предлагается конверт, в котором находится разрезанная иллюстрация достопримечательности Киквидзенского района. Команды должны составить это изображение и назвать достопримечательность, и в каком селе она находится. Побеждает команда, которая выполнит задание быстрее и правильно.

В конце игры: подведение итогов, награждение команд.