Настольные игры для самых маленьких. Картотека "настольно-печатные игры" старший дошкольный возраст Пример конспекта игр «Что за форма» и «Лото»

Здравствуйте, дорогие друзья. Так уж сложилось, что мы практически не обсуждаем настольные игры, в которые могут играть дети, а ведь для многих из нас это может быть крайне актуальной и полезной информацией. Не будем же мы усаживать наше чадо за сложные экономические стратегии или агрессивные варгеймы с кучей мелких компонентов, тем более не подойдут всевозможные ужастики, вроде, . Сегодня я попытаюсь немного исправить сложившуюся тенденцию и хочу рассказать про настольные игры для маленьких детей и их молодых родителей.

10) Черепашьи Бега

«Черепашьи Бега» — она же Ribbit — мой личный фаворит среди настольных игр, в которые можно играть с детьми. Суть игры проста: при помощи карточек мы управляем черепашками, которые бегут к финишу по дорожке из 10 кирпичиков. Главная фишка в том, что никто не знает, какая черепашка кому принадлежит, кроме своей собственной. Черепашки бегут то вперёд, то назад, могут тащить тех, кто забрался на них сверху, или ехать верхом на других. Очень доступная и в то же время неглупая игра, которую будет весело разложить и взрослым. Классное оформление, кстати. Для 2-5 игроков, время партии 10-20 минут.

9) Зоолоретто

В «Зоолоретто» мы строим самый настоящий зоопарк: нужно выбрать и доставить животных, организовать для них вольеры, привлечь посетителей и сделать это всё лучше, чем ваши конкуренты по соседству. Игра достаточно проста в освоении и не требует запоминания большого количества нюансов, а симпатичные зверушки понравятся детям. Эта настольная игра рассчитана на 2-5 игроков и займёт 30-60 минут вашего времени на партию. При желании можно дополнительно взять «Акваретто» — то же самое, но про дельфинов, белых медведей, пингвинов и прочих водоплавающих.

8) Доббль

Spot It или «Доббль» в России — один из главных хитов среди подрастающих игроков. Это несложная игра на внимательность с набором из 55 карточек с картинками, на которых нужно искать совпадающие предметы. Самый внимательный и самый быстрый забирает карточку себе, а игра заканчивается когда заканчивается колода карт. Правила объясняются за минуту, коробка занимает мало места, а играть можно до 8 человек.

7) Blokus

Blokus — абстрактная настольная игра на выкладывание цветных фигурок на поле. Главное условие, чтобы ваши новые фигурки соприкасались с уже выложенными вами до этого только углами. Побеждает тот, кто не оставит оппоненту доступных вариантов хода. При всей простоте правил эта игра обладает достаточной глубиной для создания неповторимых комбинаций и позволит провести не одну захватывающую партию. Для 1-4 игроков (можно раскладывать одному, как пасьянс), время каждой партии — до 20 минут.

6) Затерянные города

В карточной игре «Затерянные Города» игрокам предстоит выступить в роли отважных искателей приключений. Игровое поле представляет собой 5 экзотических мест, где могут быть найдены таинственные артефакты. Игроки в свой ход могут выкладывать на любую из этих зон карты с достоинством от 2 до 10 с единственным ограничением — новая карта должна быть «старше» уже выложенной вами ранее. Тот, кто соберёт большую сумму получит победные очки, а проигравший наоборот штраф. Эта игра на логику с несложными математическими расчётами играется только вдвоём, время партии — 15-30 минут.

5) Счастливая Ферма

Настольную игру «Счастливая Ферма» можно без доли преувеличения назвать гордостью игростроения постсоветского пространства. Разработка украинских дизайнеров была отлично принята на Родине и продолжает своё успешное шествие, в том числе и на запад. Механика игры не очень сложная: сажаем семена, собираем урожай, кормим домашних животных, продаём излишки на базаре, покупаем новые семена. Побеждает тот, кто сможет вырастить самых сытых и радостных животных. Приятное оформление и несложный игровой процесс придутся по вкусу многим детям и их родителям. Игра рассчитана на 2-4 игроков, а каждая партия занимает 30-40 минут.

4) Просто гениально

«Просто гениально» или Ingenious в оригинале — абстрактная игра, чем-то напоминающая Домино. Игроки выкладывают на игровое поле фишки, на каждой из которых изображены фигуры двух из шести возможных цветов. Очки зарабатываются за выкладывание самых длинных линий одного цвета, но победа присуждается тому, кто набрал большее количество очков в самом неудачном для себя цвете. Игра на внимательность и стратегию. Можно играть как одному, так и вчетвером, всей семьёй. Время партии — до 40 минут.

3) Hive

Иногда называемый «Улей» , ближе всего, наверное к шашкам, но здесь нет поля. Каждому игроку выдаётся 11 шестиугольных фигурок насекомых, каждая из которых обладает своими особыми свойствами. Задача — окружить чужую королеву своими насекомыми и защитить, соответственно, свою. В эту игру легко научиться играть, но не так просто начать выигрывать, как и в большинстве абстрактных игр. Отличное качество компонентов и некая тематичность выгодно выделяют Hive на фоне других абстрактных настольных игр. В «Улей» можно играть только вдвоём, время партии — минут 15-20.

2) Каркассон

«Каркассон» — одна из самых популярных игр в мире. Игрокам предстоит строить средневековые замки, монастыри и дороги, выкладывая на столе квадратные жетончики и расставляя на них своих деревянных поселенцев. Подробнее о игровом процессе можете узнать в нашем видео-обзоре. При всей внешней простоте по «Каркассону» проводятся настоящие чемпионаты мира, так что здесь вам понадобится не только удача, но и умение. Для начинающих игроков — отличный вариант, я и сам начинал играть в современные настольные игры именно с «Каркассона» . Эта настольная игра рассчитана на 2-5 игроков и играется минут за 30-40. Кому-то больше может приглянуться вариант «Каркассон. Охотники и Собиратели» , где вместо средневековья игроки отправляются в доисторическую эпоху ловить рыбу и охотиться на диких зверей.

1) Ticket to Ride

Более известная в русскоговорящей среде как «Билет на Поезд» — наверное, лучшая стратегическая настольная игра для приятного времяпрепровождения в кругу семьи или близких друзей, причём она может быть интересна как детям, так и более взрослому поколению в лице бабушек и дедушек. Задача игроков — построить свои маршруты из разных городов, набрав при этом максимальное количество победных очков. Для создания маршрута нужно сыграть с руки определённое количество карт вагонов одного цвета. В этой игре почти нет конфликтных ситуаций, на компонентах нет текста, а только цветные картинки с вагончиками и большая цветная карта (лично мне больше всего нравится вариант с Европой, там и Россия есть, и правила более гибкие, чем оригинал про США). При всём при этом в этой игре есть достаточная глубина и интерес сохраняется надолго за счёт разнообразия маршрутов и небольших дополнений, которые легко доступны. Ticket to Ride рассчитана на 2-5 (лучше 3-5) игроков, каждая партия занимает примерно час.

Американцы привели неоспоримые доказательства того, что настольные игры в дошкольном возрасте улучшают математические способности и помогают добиться успехов в математике. Они спрашивали детей в возрасте 5-ти лет, в какие настольные игры они играли. И установили прямую закономерность: чем больше игр называли дети, в которые они когда-либо играли, тем лучше были их математические способности.

Правда об этом мы догадывались и без американцев. Сегодня наблюдается бум в развитии настольных игр, в том числе и для самых маленьких. Люди, мало знакомые с огромным миром настольных игр, с ходу вспоминают лишь традиционные - шахматы, шашки, домино и лото. Но мир настольных игр так велик, что стоит познакомиться с ним поближе.

Настольные игры для малышей от отечественных производителей

Разнообразные настольные игры относятся в педагогике к дидактическим (развивающим) играм, основная цель которых - научиться решать предлагаемые в игре развивающие задачи через выполнение игровых действий. Так что американцы не открыли ничего нового, а лишь подтвердили положительное влияние настольных игр на развитие интеллектуальных способностей и формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.

Настольные игры обязательно должны быть в каждой семье, где подрастает малыш. Играть в них можно вдвоём, втроём и даже компанией - так ещё веселее. Что может быть лучше, чем проведенный вечер в игре с мамой и папой? Общаясь и играя, мы становимся ближе друг другу, искренней и внимательней.

Самые первые настольные игры (они же фактически и «напольные») появляются у малышей старше года. Это различные планшеты, мозаики, вкладыши, лото, домино, паззлы и другие игры. В простой игровой форме дети могут познакомиться с цветами и формами, животными и растениями, техникой и профессиями, буквами и цифрами. Настольные игры для малышей дают представление о форме, количестве, обучают систематизации и классификации.

В настоящее время такие игры выпускаются в трёх исполнениях: деревянные, картонные (печатные) и пластмассовые.

Игры и игрушки, изготовленные из натурального экологически чистого дерева, несут в себе особую положительную энергетику и способствуют гармонизации состояния ребенка, соприкасающегося с деревянными поверхностями. Они более долговечны, но и стоят значительно дороже. Если есть возможность - покупайте лучше деревянные игры. У нас было лото от фирмы ЛЭМ, которое прошло через несколько рук и вернулось к нам спустя годы в том же состоянии. Что касается деревянных настольных игр, то их выпускают многие фирмы. Уже упомянутая белорусская компания ЛЭМ предлагает богатый и разнообразный выбор. Все выпускаемые игры удачные, кроме звукового лото - некачественная подборка звуков, детям скучно и непонятно. (Можете себе представить звук ножа, которым намазывают масло на хлеб?!). Удивительно, что при таком высоком качестве игр, в коробках, кроме маленького информационного листочка о производителе ничего нет. Ни правил игр, ни рекомендаций, ни пояснений…

Хорошие деревянные игры выпускают и другие фирмы: «Оксва», «Томик», «Step», «Климо» и т.д. При покупке внимательно смотрите на качество обработки деревянных поверхностей и наличие инструкций к игре. Казалось бы, играть в лото умеет каждый родитель, но к хорошей игре всегда прилагаются несколько вариантов игровых заданий и упражнений. Так как обычно игры рассчитаны на относительно продолжительный период использования (от года до трех, от двух до четырех, от трех до пяти и т.д.), то и вариантов игр должно быть несколько. Как-то раз случайно я нашла в интернете методические рекомендации к простой игре «Тактильные ладошки» (игра рассчитана на детей от 2 до 7 лет). Так вот, рекомендации были разбиты на четыре возрастные группы и в каждой группе по 5 вариантов игр. Способен ли столько придумать родитель, если он не педагог-методист?

Что касается пластмассовых настольных игр, то через наши руки прошли хорошие и качественные игры от фирмы «Корвет» и «Stellar». Пластмасса не прогибается, ярких цветов, к каждой игре - подробная инструкция. Эти же фирмы выпускают и настольно-печатные игры, не уступающие по качеству пластмассовым.

Кроме вышеперечисленных фирм, картонные настольные игры выпускает огромное количество компаний: «Дрофа-Медиа», «Русский стиль», «Простые правила», «Детская логика», «Звезда», «Astrel», «Step», «Смешарики», «ИгрИко», «Bondibon», «Эгри», «Эльф-маркет»и другие. У каждой из них огромный ассортимент игр. Как выбрать?

Например, издательство «Дрофа» на своем сайте разместило очень полезную таблицу, в которой есть оптимальное соотношение возраста и рекомендуемых игр. К каждой игре даётся подробное пояснение, - на формирование и развитие каких знаний, умений и навыков направлена та или иная игра. Это помогает быстро выбрать нужную игру.

Можно выбирать и по автору игр. Например, многие компании выпускают настольные игры от практикующего педагога Олеси Емельяновой. На её персональном сайте можно познакомиться со всей продукцией, а заодно сделать несколько игр своими руками вместе с автором.

С каких игр всё-таки стоит начинать?

В полтора-два года малыш уже может находить различия между похожими предметами, начинает различать и называть цвета, формы и объемы (большой-маленький, толстый-худой и т.д.). А значит, приходит время вводить игры на логическое мышление. К таким играм относятся игры на классификацию и на сериацию, игры на выделение части и целого.

С трёх лет добавляются игры на развитие внимания, памяти, интеллекта и образного мышления. Нужны игры, которые знакомят ребенка с окружающим миром, дают представления о происходящем вокруг. С четырех лет нужны игры, направленные на формирование умения ориентироваться в пространстве (бродилки, ходилки, лабиринты и т.д.).

У детей 3-4-х лет присутствует сильная внутренняя мотивация на познание, и поддержать её можно при помощи интересных развивающих игр, в том числе и настольных. Это незаменимые игры, если родители хотят, чтобы их ребенок тянулся к знаниям.

Сознательно не привожу конкретных названий игр отечественных производителей, так как только «Лото для малышей» по моим примерным подсчетам есть более чем в двадцати вариантах. Выбор конкретной игры - дело вкуса каждого родителя.

Настольные игры для малышей от западных компаний

На каждой игре обычно указан рекомендуемый возраст, однако он весьма условен. Некоторые игры для детей, например «от 6 лет» легко осваиваются четырехлетками. Поэтому приведенная ниже классификация ориентирована скорее не на рекомендации производителей, а на родительский опыт.

Игры от трёх лет

Вот что пишет производитель: «Катамино - это строительная игра, которая позволяет детям понять основы геометрии. Катамино - это множество головоломок с решениями, которые могут быть как очень простыми, так и экстремально сложными. Катамино - это головоломка для одного человека или стратегическая игра с короткими раундами для двоих… и т.д.». Мы начали играть с фигурками из игры уже в полтора года. Сначала просто строили замысловатые «домики с окошками», затем просто укладывали фигурки спать на игровое поле. Через год уже начали играть по правилам - для детей от трех лет. Любимая игра. Чем старше становятся дети, тем более сложные задания предлагает эта игра.

Тантрикс, или Запутанные дорожки. Простые, сложные и очень сложные головоломки разных типов, развивающие пространственное мышление. Рекомендуется производителем от трех лет.
В настольную игру Тантрикс можно играть в одиночку, собирая один из видов головоломок, средним количеством игроков, разыгрывая на столе нешуточные стратегические баталии или большим числом участников просто, играя в вариант на скорость и реакцию. Но вот что-то пока не встречала трёх-четырёхлеток, сильно увлечённых тантриксом…

Колорама. Замечательная настольная игра, подойдет как малышам, познающим мир формы и цвета, так и более взрослым деткам (от 3 до 8 лет), для которых найдется более увлекательная, соревновательная, форма игры. Качественная и увлекательная игра по вполне демократичной цене.

Производитель рекомендует детям от 6 лет, но многие родители, начав играть с трёхлетками, остались довольны результатом. Простая и красивая игра, в которой надо поочередно опускать фигурки рыбок, крабов и других морских обитателей в прозрачную рамку так, чтобы соперник в следующем ходе не смог подселить нового «жильца».Для малышей последнее условие неважно, они просто с удовольствием «отправляют в плаванье» морских звезд и рыб, не подозревая, что тем самым тренируют свои пальчики, координацию рук и глазомер (фигурку надо аккуратно «ронять» в рамку).

Мемо. Классическая игра на запоминание. Есть много вариантов со зверями и растениями, транспортом и принцессами. Не могу сказать, что у нас игра пользуется большой популярностью, но играем с двух лет в качестве тренировки памяти.

УНО Томас и друзья. Или Мое первое УНО. Рекомендуется производителем с трех лет. Упрощенныедетские варианты всемирно известной карточной игры УНО. Игра поможет малышу закрепить названия цветов, освоить азы устного счета вместе его любимыми героями. А так же разовьет внимательность и быструю реакцию.

Маленькие ведьмочки. Настольная игра для детей от трех лет на развитие памяти. Пять маленьких ведьм скрываются под большими шляпами. Если ты помнишь, под какой из шляп спряталась Ведьмочка выпавшего цвета, то она может ещё немного приблизиться к Ведьминой Горе. Первый кто достигнет горы - победитель.

Игры от четырёх лет

Этот вариант Активити отличается другим оформлением и более простыми правилами. Мы делали первые «заходы» в игру в возрасте трёх лет, к четырем - «разыгрались». Игра на развитие речи, слоник двигается только тогда, когда верно угадано слово. Большое разнообразие карточек, можно начинать с простых и понятных, постепенно переходя к сложным.

Алиас для малышей. Одна из популярных командных речевых игр. Рекомендована с 5 лет, но можно начинать и раньше. Цель игры - объяснять друг другу слова, описывая их, при этом не называя самих слов, а лишь пробуя натолкнуть к разгадке своего партнера по команде. Можно использовать синонимы или антонимы, намеки, имитировать звуки или изображать, главное - угадать слово.

Угадай кто? Это одна из самых популярных и полезных игр. Производитель рекомендуем от 6 лет. Но игра подходит вполне и для детей с 4 лет. Цель игры - угадать то, что изображено на карточке вашего соседа. «Угадай кто» развивает наблюдательность и системное мышление, а также очень помогает при освоении детьми логического мышления. По сути, похожа на речевую игру, когда надо отвечать только «да» или «нет». Нужно максимально быстро и точно формулировать вопросы и ответы. Недавно вышла версия этой игры в электронном виде, она дороже, но зато благодаря подсветке, звуку и яркому оформлению, дети проявляют куда больше внимание по отношению к игре: она увлекает их и позволяет получать важные знания с удовольствием.

Зигомар. Лёгкая семейная игра, в которой игрокам предстоит соревноваться в скорости, ловкости, пантомиме, наблюдательности и скорости реакции, составляя рожицы забавного клоуна Зигомара. Подвижная и каламбурная игра на быструю реакцию и правильную оценку ситуации и проворность пальцев. Мудреные правила рассчитаны на детей постарше. Но строить гримасы с клоуном можно уже с трех-четырех лет, начиная играть в Зигомара, как в простые и веселые пазлы.

Банда Пятачок. Игра-ходилка с забавными персонажами. Разноцветные поросята прыгают друг другу на спины, стремясь первыми прибежать к финишу. Хитрость и сноровка - главные преимущества в этой забавной детской игре, в которую могут играть даже малыши. Автор этой игры очень постарался, чтобы в процессе игру никому из детей не было обидно. Например, дети расстраиваются, если на кубике выпала единичка? У них есть возможность кинуть кубик ещё раз. Дети огорчаются, если к финишу первым приближается не их поросёнок? Они могут переставить кусок дорожки из начала в конец и удлинить дистанцию - хороший шанс догнать и обогнать других поросят! И продлить игру. В результате - много радости и позитива.

Веселый бобер. Настольная игра на развитие мышления, моторики и ловкости рук для детей от четырех лет. Правила очень просты: сначала игрокам нужно построить плотину (в инструкции все сказано). Бобер Вилли будет охранять плотину, а бобрята-дети пытаться утащить бревно. Надо вытолкнуть из плотины брёвна специальной палочкой так, чтобы не разозлить умиротворённого и радостного бобра. Внутри фигурки бобра находится датчик, который мгновенно заставляет зверушку «ругаться» в тот момент, когда плотина расшатывается слишком сильно. Короче, бревна нужно вынуть так, чтобы бобер не заметил и продолжил спать на вершине своей плотины.

Лото «Обучай-ка». Начинать играть можно с трех лет. Захватывающая игра для развития ассоциативного мышления, внимательности, моторики и сообразительности. Подходит для детей, которые не умеют читать, так как в игре используются и картинки, и слова. (Слова на русском языке). Принцип тот, же что и в обычном лото - постараться максимально первым закрыть свои карточки соответствующими фишками. Самое необычное - это конструкция-контейнер для карточек. В игре существует два уровня сложности и не менее трёх вариантов и комбинаций.

Лестница привидений. Очень веселая игра, в которой финал невозможно предсказать. В самом начале игры все фишки накрываются одинаковыми привидениями, затем эти привидения туда-сюда ходят, меняются местами и, в конце концов, путаются (похоже на «наперстки»). Когда вы в полной уверенности приводите свое привидение к финишу и снимаете белый наряд, то там вполне может оказаться фишка другого игрока. Мы начали играть с трех лет, упростив правила. Самый большой восторг был… у родителей. Дети тоже веселились, пытаясь подглядеть, чья же фишка под привидением. Игра отлично подходит для компании из четырех человек.

Выдерни морковку. Для детей от четырех лет. Цель игры - достать сочную морковку на вершине холма. Но дорога туда полна неожиданностей, глубокие ямы могут ждать вас на пути к цели. Только самые ловкие зайцы смогут добраться до заветной морковки. Игра учит различать цвета и считать, развивает мышление и внимательность.

Цыплячьи бега. Вариант классической игры «мемо» в оригинальном исполнении. Одна карточка всегда лежит вверх картинкой, а её пара - всегда вверх рубашкой. Для того, чтобы успешно передвигаться по полю, вам надо будет запомнить, где же прячется нужная картинка.

Один из первых лабиринтов жизни детей. Мы начали играть с трех лет по упрощенному варианту. В игре 4 мышки и 4 кусочка сыра. Цель - добраться до своего кусочка сыра. Игроки выбирают дорогу для своего мышонка, но соперник ставит блоки, отрезая путь, ведь ему тоже нужен сыр. Так мышатам приходится петлять по полю в поисках заветной цели. Исход игры непредсказуем, как и вероятный победитель. Кстати, для взрослых существует усложненный вариант этой игры.

Дети Каркассона. Детский вариант известной взрослой игры. Вот что написано в описании игры: «14-го июля каждого года народ Франции отмечает национальный праздник. В Каркассоне в этот день ребятня из окрестных деревень с шумом и задором носится по округе, сгоняя к своим домам выпущенных на волю домашних животных. В эту предельно упрощенную версию Каркассона наконец-то смогут сыграть и ваши маленькие дети, причем наравне со взрослыми. Здесь нет подсчета очков: победит тот, кто первым израсходует все фигурки».

Квазулу. Это игра на наблюдательность и реакцию для малышей. На пальцы надевают резиночки с изображениями разных животных. После броска кубиков игроки должны растопырить свои пальцы и дотянуться либо до детёнышей «своих» животных, либо до их еды, либо до изображения их жилища. Помимо визга и смеха за столом, родители получат и более полезные результаты: дети начнут с полувзгляда сопоставлять изображения на кубиках и улучшат координацию движений.

Гобблет для детей. Рекомендована производителем для детей от 5 лет, но можно начать и раньше. Увлекательная настольная игра для юных логиков и отличная тренировка для игры в «крестики-нолики». Правила похожи, но есть нюанс: фигурку противника можно сделать «своей» одним лёгким движением руки - накрыв её колпачком своего цвета. Правда, с колпачками такая же проблема, как и в «Лабиринте привидений»: надо запоминать, что скрывается внутри каждой фигуры, либо, в конце концов, может оказаться, что вы играете фигурой противника. Есть взрослый вариант этой игры.

Беги домой! (GoGoGo!). Простая, яркая и веселая игра для детей от 4 лет на внимательность и реакцию. Слон, рыбка, червячок, мышь и собака торопятся попасть к себе домой. Им нужна ваша помощь, потому что слону на роликах, рыбке на велосипеде и мышке на ходулях самостоятельно добраться до дома не так-то просто. Выигрывает тот, кто первым собрал четырёх разных зверей или четыре карты с одним животным. Обаятельные персонажи и их милые домики не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых, а заодно и помогут потренироваться в быстроте реакции.

Пингвины на льдине. Увлекательная настольная игра на равновесие. Эта игра про сложную, но весёлую жизнь целой колонии пингвинов на айсберге. Оказалось, что птички не очень любят купаться в Северном Ледовитом Океане, а больше любят греться и загорать прямо на своём айсберге, подставляя голову неяркому северному солнцу. Есть вот только одна проблема — на этом «ледяном пляже» места совсем-совсем мало: стоит одному из пингвинов повернуться, как кто-то обязательно падает…Настольная игра «Пингвины на льдине» развивает мелкую моторику, координацию движений и ловкость. Рекомендована детям с пяти лет, но можно начинать играть и раньше…

Как видите, игровой репертуар богат. Это означает, что в наших руках сделать жизнь ребенка познавательной, интересной и веселой. Играя вместе с родителями, дети получают новые знания, навыки и умения. Семейные настольные игры являются важным моментом для развития личности ребенка, и, что важнее, служат объединяющим и развивающим инструментом для всех членов семьи.

…И когда вечером, закончив все дела, вы решите включить телевизор - остановитесь. Сыграйте с ребёнком, впустите волшебство игры в его и в свою жизнь…

Настольная игра – ходилка «В поисках кленового листа» для детей старшего дошкольного возраста

Назначение : игра, изготовленная своими руками по теме "Осень", пригодится в работе педагогов дошкольного образования, а также родителям для совместной игры с детьми
Цель: систематизация знаний детей по теме «Осень»
Задачи : формировать у детей умения и навыки наблюдений за природными явлениями и объектами; уточнять знания детей об осенних признаках;
развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас; развивать мелкую моторику;
упражнять в количественном счёте;
прививать детям любовь к художественному слову;
воспитывать культуру игры (соблюдать правила, проявлять честность, радоваться успехам)

Немного из истории …
Игра-ходилка - одна из старейших классов настольных игр. К XIX веку появились первые настольные детские игры, имеющие не только развлекательное, но и образовательное значение, помогающие осваивать историю, географию, астрономию: "Русский крейсер", "Кругосветное путешествие", "Настольный планетарий". После октябрьской революции игры наполнились идеологическим содержанием: "Красная Армия", "Вперед, пионер!", "Электрификация". Шестидесятые годы возродили добрые игры со сказочными сюжетами: "Дюймовочка", "Гуси-Лебеди", "Старик Хоттабыч". В девяностых, в период компьютерного бума, казалось, бумажным играм придет конец. Однако они выжили, сейчас их великое множество, и обращаются к ним дети самых разных возрастов.
Многие скажут, что «бродилками» можно лишь скоротать досуг, но это вовсе не развивающие игры. А вот и нет! Игры с кубиками и фишками очень полезны, причем развивают они самые разнообразные умения и навыки: во-первых, это социальные навыки;
во-вторых, настольные игры отлично развивают мелкую моторику и координацию движений;
третий плюс – развитие концентрации и внимания;
в-четвертых, кидая кубик и отсчитывая ходы, малыш между делом знакомится с понятием количества, осваивает навыки порядкового и количественного счета, учится соотносить количество (в данном случае, точек на кубике) со знаком (цифрами);
в-пятых, большинство детских игр-бродилок основаны на сюжетах хорошо знакомых малышу сказок или мультфильмов, и такая игра – хороший способ активизации читательского интереса.
Описание:
Предлагаемая настольная игра - ходилка на осеннюю тематику приглашает детей пройти вместе с желудями – фишками по осенней тропинке из кленовых листочков, которые оставил за собой большой кленовый лист.

Для того, чтобы до него добраться нужно будет выполнить различные задания (« С какого дерева листок?», загадки, осенние ребусы, « Расскажи как звери к зиме готовятся», фанты ).







Все игровое поле содержат яркие осенние иллюстрации, по которым дети закрепляют знания об осенних признаках.
Правила настольной игры-ходилки:
В игре могут участвовать от 2 до 4 игроков.
Нужно поставить фишки на «Старт» . Игроки ходят по очереди. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Фишка игрока может проходить мимо шагов, занятых фишками других игроков или останавливаться на них.
Если фишка остановилась на листочке оранжевого цвета - игрок двигается дальше по указанному направлению. Фишка, попавшая на листочек красного цвета означает пропуск одного хода. Если фишка попадает на листочек зеленого цвета , игрок бросает кубик ещё раз.
Если фишка останавливается на желтом листочке это дает право для дополнительного хода сопернику, идущему самым последним.

Матрена Жиркова
Настольно-дидактические развивающие игры для детей дошкольного возраста

Игра – это творческая лаборатория, в

которой перерабатываются пережитые

ребенком впечатления.

Л. С. Выготский

детей дошкольного возраста . С ее помощью дети активно развиваются , совершенствуются их мировоззрения и мировосприятия. Существует универсальный способ не только проявления интереса, но и развития личности вообще . Это-творчество детей во всем .

В дошкольном возрасте ребенок получает знания и навыки для становления своей личности во время игр. Игра для него является основным видом деятельности. Как строить воспитательную работу? Как выявить в ходе игры индивидуальные особенности ребенка? Как научить взаимоотношениям детей с взрослыми и детей с детьми ? Как организовать игру? Во многих детских садах существенные трудности вызывает организация игровой деятельности. И в чём суть игры с правилами . Игры для детей носят разносторонний характер, формируют наиболее важные качества личности.

Актуальность моей проблемы в том что, игра-это «волшебная палочка» , с помощью которой можно научить ребенка различать цвета, считать, а главное - думать, рассуждать, изобретать и доказывать.

Играя с детьми, мы не только развиваем , но и учим общаться. Дети особенно тянутся к людям, которые они любят. Для них счастье - это когда взрослые уделяют им внимание, играют с ними. Поэтому, играя с детьми, мы выполняем сразу несколько задач; т. е. развиваем , обучаем общаться, и просто делаем детей счастливее .

Таким образом, мы пришли такому выводу, что, надо разработать настольно – дидактические , развивающие игры для разновозрастной группы детей .

Разработка настольно – дидактической , развивающей игры построена по принципу «от простого к сложному» . Воспитатели детских садов могут

использовать их во время занятия, в свободное время и в индивидуальном обучении детей .

Объект исследования : процесс формирования игровой деятельности у детей дошкольного возраста .

Предмет исследования : педагогические условия формирования игровой деятельности у детей дошкольного возраста .

Цель работы : Выявить эффективность использования настольно – дидактических , развивающих игр для детей дошкольного возраста .

Новизна : состоит в том что педагог разработал игры сама . Такие игры несомненно интересуют детей всегда .

Задачи работы :

1. формирование у детей общего представления об игре.

2Изучить педагогическую и методическую литературу по проблеме.

3. Выявить особенности в игровой деятельности.

4. Подобрать и систематизировать настольно - дидактические , развивающие игры .

Гипотеза : Если обеспечить взаимосвязь игровую деятельность с другими видами деятельности педагогического процесса; реализовать личностно – ориентированный модель взаимодействия взрослого и детей к изготовлению игрушек, создать условия для развития творческой активности детей через игровую деятельность, то можно обеспечить всестороннее развитие личности ребенка , расширить его мировоззрение, кругозор, воспитать высоко – нравственную личность.

Методы работы : подбор литературы и видео, аудио материалов. Беседы, консультации, соревнования для родителей. Приобретение и сбор подручных материалов. Изготовление настольно - дидактических , развивающих игр , обыгрывание, соревнование между группами. Участие в улусном, региональном, республиканских конкурсах.

В теоретической части работы изучила работы отечественных педагогов Н. К. Крупской, Е. И. Тихеевой, также изучила опыт работы других воспитателей, руководителей кружков.

Игра имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста . С её помощью дети активно развиваются , совершенствуются их мировоззрение и мировосприятие. Существует универсальный способ не только проявления интереса, но и развития личности вообще . Это – творчество детей во всем . Дошкольник не может относиться к миру объективно, он во всем ищет свои интересы, формы своего личного участия или причастности к происходящим событиям. Именно творчество позволяет ребенку обживать, наполнять окружающий мир своими желаниями.

Практическая значимость работы заключается : использование авторских игр воспитателями дошкольных учреждений и родителям в семье.

В силу финансовых затруднений, зачастую сделать настольно – дидактическую игру бывает затруднительно. И тогда на помощь приходят бросовые, подручные материалы. Перед работой предварительно изучаем, планируем, представляем как это будет выглядеть на самом деле. Затем делаем эскизы и наброски, подбираем соответствующий материал, советуемся. Провожу беседы с родителями, педагогами, выясняем, у кого что есть. В своей работе используем различный бросовый материал : крышки из сока, пластмассовые бутылки из сока, проволоки, бусы, картон, деревянные брусочки и другие.

Например : Вместе с детьми своей группы сделали цветочки. Основа цветка - это дно бутылки газированного напитка, также использовали проволоки, где сами дети нанизывали бусы, после чего стало лепестком цветка.

Таким образом, в результате проделанной работы у детей совершенствовались и приобретены навыки работы.

Изучая и исследуя проблему настольно – дидактических и развивающих игр у детей дошкольного возраста , мы выяснили, что это одна из самых главных задач развития мелкой моторики рук , развитие речевого аппарата , внимания, памяти, воображения, логических мышлений.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста «Дидактические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста» Лото «Имя признака» Игровое действие: Составление рассказа.

Развивающие игры по ФЭМП для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Жили – были в домике маленькие гномики» Цель: формировать и расширять у детей знания о цифрах от 1 до 5;умение соотносить.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста Введение Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А. Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в разрыве от психического развития,.

Дидактические игры по развитию словаря детей среднего дошкольного возраста В сборнике представлены игры на обогащение словаря новыми словами, активизация словаря, закрепление и уточнение словаря. Сборник предназначен.

Методическая разработка по ПДД для детей дошкольного возраста. Дидактические игры по ПДД ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выполнила старший воспитатель МБДОУ № 25 «Светлячок» станицы Отрадной Дидактические.

Программа «Развитие познавательных функций. Развивающие игры» для детей младшего дошкольного возраста,. Программа «Развитие познавательных функций. Развивающие игры». Ведение. Программа рассчитана на одногодичный курс обучения детей 4-года.

Казалось, с появлением и активным развитием компьютеров настольные игры исчезнут в течение нескольких лет – современные технологии, перенося сюжет в виртуальное пространство, предлагают куда более яркую графику, совершенствуют сам сюжет, да и совместную игру с близкими тоже допускают. Впрочем, подобные прогнозы делались и раньше: предполагалось, что радио заставит исчезнуть газеты, развивающееся телевидение уничтожит радио, ну а интернет погубит всех троих своих предшественников.


Тем не менее все эти изобретения человечества до сих пор существуют и популярны, и уже сейчас можно сказать, что раз настольными играми все еще интересуются, то и они уже не исчезнут. Более того, помимо чисто развлекательной, у настольных игр есть и еще одна, очень важная функция – развивающая. По этой причине они должны представлять особый интерес для родителей, которые хотели бы в игровой форме привить своим детям те или иные навыки реальной жизни.

Вред и польза

Честно говоря, обнаружить хоть какой-нибудь вред от настольных игр в целом не получается, хотя некоторые, не самые удачные образцы из-за своего сомнительного содержания способны оттолкнуть потенциального покупателя. Да, настольные игры несколько уступают компьютерным по сложности и визуальным впечатлениям, но это ведь не вред, зато они дают более яркое ощущение соревнования, совершенно не портят зрение, а еще – не так сильно затягивают, то есть не создают мании.

Другое дело – польза. Вот лишь несколько преимуществ настольных игр:

  • В любой компании, будь то семья или друзья , будет интересно проверить свои умственные способности, хитрость и удачу.
  • Настольная игра актуальна в любой ситуации , когда ты не один, даже если на улице плохая погода, активная двигательная деятельность почему-то недоступна, а компьютер или интернет не работают.


  • Некоторые настольные игры несут настолько яркий образовательный элемент , что даже используются в учебных заведениях.


  • Настольные игры отлично убивают время в дальней дороге , тем более что их сетевые конкуренты в этой ситуации зачастую недоступны – за пределами крупных городов беспроводной интернет в нашей стране все еще «ловится» разве что точечно.

Впрочем, если говорить о причинах покупки настольных игр для ребенка, то основное внимание стоит сконцентрировать именно на обучающих возможностях конкретной игры.

Вот основные причины, почему для ребенка настольная игра станет не просто игрушкой:

  • Обучение счету. Поскольку практически любая настольная игра подразумевает победителей и проигравших, необходимо уметь считать для суммирования очков, ходов и так далее. Взрослым эта задача не кажется сложной, но для развития математических способностей у малышей это очень полезно. Если же говорить о сложных играх вроде той же «Монополии», то там и счет несколько сложнее, и даже навык ведения банковских и экономических операций появляется, что пригодится и взрослым.


  • Обучение чтению. Многие современные дети не слишком стремятся выучить алфавит, и единственный способ действительно заинтересовать их это продемонстрировать интересную игру, в которую невозможно играть без умения читать. Из настольных игр, для которых умение читать не является обязательным, на ум приходят только шашки, шахматы и нарды, а все остальные развивают этот навык.


  • Объединение семьи. Многие семьи сталкиваются с прохладной атмосферой между членами из-за того, что общению посвящается слишком мало времени. Причины тому – разные интересы, отвлеченность каждого на свои заботы. Увлекательная игра – отличный способ собрать всю семью за одним столом и буквально заставить проводить время вместе, причем с интересом.


  • Обучение навыкам коммуникации. Робость и стеснительность характерна для очень многих детишек, а ведь это – не самая лучшая черта характера. За игрой могут сойтись даже совершенно незнакомые дети, и в процессе им придется хоть немного, а все же общаться между собой, что приучит их не бояться знакомиться. Кроме того, игра научит и поведению в обществе – как минимум правильно вести себя и в случае победы, и после поражения.


  • Достойная замена гаджетам. О вреде чрезмерного увлечения компьютером, планшетом или мобильным телефоном написано немало, поэтому повторяться не будем. Гаджеты привлекают детей яркостью и азартом игр, а затем «подсевший» ребенок уже просто не может избавиться от привычки, ставшей частью жизни. Другое дело, если предложить ему хорошую альтернативу, в качестве которой могут выступить именно настольные игры.

Все же нельзя не заметить, что выбирать игры стоит тщательнее.

Ориентируйтесь на указанный возраст на коробке, а также на особенности развития вашего ребенка, если хотите, чтобы подарок его заинтересовал.

Купите слишком легкую игру – она быстро надоест и будет заброшена, а приобретете нечто на вырост, пока слишком сложное – и малыш разочаруется, не имея возможности выиграть. Кроме того, позаботьтесь о разнообразии – любая, даже самая интересная игра имеет свойство надоедать со временем.

Разновидности

Разнообразие существующих настольных игр настолько велико, что классифицировать их хоть как-нибудь совсем непросто. Есть основательное подозрение, что какую бы самую неожиданную идею ни высказали потенциальные потребители, окажется, что она или ее подобие уже воплощены в реальность.

Если говорить об ориентации на определенных игроков, то все игры можно поделить на семейные, для мальчиков, для девочек, для одного ребенка или для двоих детей и даже для детского сада. Игры для всей семьи не должны содержать чересчур наивных, сказочных элементов, иначе играть в такое будет неинтересно родителям.



Игры для мальчиков и девочек отличаются скорее по дизайну и смысловому наполнению, ведь различные военные сюжеты больше интересны мальчикам, а вот играть принцессами они не станут.



Если говорить об играх для одного ребенка, то это чаще головоломки, логические или простые мини-игры, не требующие участия второго человека.



Игры для двоих обязательно предполагают соревнование.


Детсадовские настольные игры рассчитаны на большое количество игроков одной возрастной группы.



Большинство родителей стремится приобрести для своих детей обучающие и развивающие игры, забывая о том, что в совсем юном возрасте определенное развитие обеспечивают любые настольные игры. Даже карточные игры, которые обычно не рекомендуют детям, способны давать нечто полезное – всем известная забава «в дурака», например, хорошо развивает развивает память .


Дополнительную пользу может приносить совершенно любая игра, если она – на английском языке, ведь нет ничего лучше для изучения английского, чем постоянная практика.



Для малышей от 1 года чаще всего (в первую очередь!) приобретают несложные математические игры, позволяющие выучить цифры и научиться считать.



Конечно же, с ростом ребенка игры должны усложняться, давать ему не просто элементарные навыки, а и более серьезные знания. Интеллектуальные игры – это нередко какие-нибудь веселые викторины, посвященные географии, экологии или любой другой отрасли знаний, а можно – и всем сразу. Некоторые из них выполняют еще и познавательные функции, если, не зная правильного ответа, игрок может сразу же найти его и узнать больше.

Огромную популярность приобрели различные экономические симуляторы, но не стоит думать, что речь только о стандартной «Монополии ». Даже на ее основе разработаны десятки модификаций, учитывающих специфические интересы будущих игроков, например, спортивные игры, ориентированные на покупку и развитие известных футбольных клубов. Все эти примеры характеризуются как развивающие память и интеллект.





Кому-то нужны только новые игры с ярким дизайном, учитывающие современные реалии, но и обыкновенные деревянные советские шахматы способны дать ребенку очень много. Вопреки распространенному мнению, некоторые настольные игры не лишены элементов активного движения – существуют и игры на ловкость.

Даже если в игре не просматривается каких-то явных и уникальных обучающих моментов, она может решить дорожные проблемы: возьмите ее в дальнюю дорогу, и ребенок найдет себе занятие!

Пожалуй, от такого выбора несложно растеряться, но важно помнить, что невозможность найти что-то интересное – это слишком надуманный повод не покупать ребенку настольную игру.

Самые популярные настольные игры

У каждого человека, пусть даже ребенка, вкусы особые, а современные производители игр делают все возможное, чтобы удовлетворить запросы каждого. В этом контексте будет не совсем правильно выделять какие-то игры как лучшие или хотя бы просто интересные, ведь на вкус и цвет товарища нет. Тем не менее мы все же попробуем сделать небольшой обзор востребованных игр, чтобы хоть немного показать их разнообразие.

А начнем, пожалуй, с легенды, именуемой «Монополия», ведь она известна всем и каждому. Первый комплект появился в годы Великой депрессии в США, когда в сложной экономической ситуации люди могли разбогатеть и не нуждаться в деньгах хотя бы в игре.




Просто помечтать о несметном богатстве можно и в наши дни, но факт в том, что игра способствует развитию навыков ведения бизнеса, и побеждает в ней обычно тот, кто уже начал понимать, как это работает.

Существуют десятки вариаций этой игры, призванные приблизить игровую ситуацию к той, что интересна будущему обладателю – например, покупка достопримечательностей в пределах одной страны или даже города. Среди российских потребителей востребованной стала еще и такая версия, как «Европолия».




Среди детей большую популярность снискали «бродилки», они же «ходилки». «Монополия», собственно, тоже в некотором смысле к ним относится, но чаще всего игры с кубиком и фишками не предполагают сложного сюжета – там просто бросаешь и ходишь. Привлекательность для детей заключается в красивом игровом поле и необходимости помочь тому или иному герою сказки, срочно прибыв в конечный пункт. Польза – в обучении счету, поэтому для детей даже младшего школьного возраста это уже просто развлечение.




Весьма распространены настольные игры, имитирующие тот или иной вид спорта. Особняком, конечно, стоит настольный теннис, поскольку он успел трансформироваться в отдельный вид спорта, и играют в него далеко не одни дети.

Любимой игрой советских мальчишек был настольный футбол, существует, хоть и менее известен, также и настольный баскетбол. Будущим леди и джентльменам может понравиться также и настольный бильярд, в который играют на специальном игрушечном столе.




Судя по спросу, вечная классика тоже не теряет популярности. Шахматы обычно интересны не раньше среднего школьного возраста, а вот шашки, благодаря простоте своих правил, сгодятся даже для дошкольников.



Аналогичным успехом пользуется и лото , тем более что существуют его специальные детские разновидности. Домино , обычно считающееся развлечением для пенсионеров-мужчин, может быть интересным и полезным даже для детей, если это, скажем, детское домино «Животные », помогающее изучать зверюшек, или «Фрукты ». Продолжая тему массовых развлечений прошлых десятилетий, отметим, что производители реализовали в настольном варианте даже «Морской бой » и «Поле чудес ».

Поспособствуют обучению чтению такие игры, как «Азбукиведия » и «Читай-хватай ». Особенно популярна вторая, играть в которую могут даже те малыши, которые пока не умеют читать. Те игроки, которые читать уже научились, существенно разовьют это умение, поскольку здесь выигрывает тот, кто умеет читать быстрее. За использование фишек «Читай-хватай» нередко сравнивают с игрой «Доббль », но та – с карточками, и читать она не учит – просто развлекает и развивает внимательность и быстроту реакции.



Если же ребенок уже хорошо читает и обладает неплохим словарным запасом, порадуйте его игрой «Эрудит », задача в которой – составлять кроссворды из слов с определенными буквами и набирать очки.


Сюда же отнесем и «Тик-Так Бумм », но там смысл – в придумывании слов из определенного набора букв на время. Придумать слово необходимо, пока в руках тикают часы-бомба. Успеете – передавайте «бомбу» следующему игроку, не успеете – она «взорвется».

У некоторых родителей вызывает удивление даже одно название, но востребована и игра под названием «Правила дорожного движения ». Вопреки ожиданиям, это не викторина, да и рулить автомобилем она малыша не научит, зато поможет понять значение дорожных знаков и не попасть под машину во время своих прогулок на улице. Там, кстати, можно играть и автомобилистом, а если малыш заинтересуется, но сажать его за компьютер вы не хотите, предложите ему порулить безо всяких гаджетов – при помощи возрожденной советской игрушки «За рулем ». Для более красочного изучения знаков с большим количеством фишек существует еще и такая игра, как «Светофор ».




Любителям сложных логических игр для двоих наверняка понравится игра «Коридор », смысл которой чем-то напоминает китайские крестики-нолики – нужно запутать соперника и не запутаться самому.



Даже игра в ассоциации нашла свое отображение в настольном варианте – наиболее известная версия называется «Алиас ». У самых маленьких детей она расширяет словарный запас, кроме того, в нее можно играть и на иностранном языке.



Чем-то похожа по смыслу и Activity , но там объяснять придется не словами, а жестами, движениями, или даже собственноручно выполненными рисунками, поэтому данная игра ориентирована на подростков и взрослых.



Еще один аналог – игра «Крокодил ». А вот для подростков, особенно творческих, из этой серии лучше приобретать игру «Имаджинариум », поскольку она не просто развивает фантазию, но и позволяет намного лучше понимать других игроков, но требует при этом достаточно развитого ума.





Интересная игра на скорость реакции и внимание – «Рыбалк а». Подросток пошел бы на настоящую, а вот малышу будет интересно половить игрушечной удочкой появляющихся рыбок. Аналогичные черты развивает и игра «Дело в Шляпе », но там, бросая специальные кубики с характеристиками шляп, нужно выбирать попавшееся среди многочисленных макетов, а выигрывает тот, кто справляется с задачей быстрее.




Необычная карточная игра, требующая собственного набора карт – «Свинтус ». Играют в нее обычно большой компанией, а кроме развлечения, она еще и развивает внимание – необходимо старательно следить за соперниками, пытаясь подкараулить их невнимательность. Другая карточная игра – это «Кортекс », она отличается приличным разнообразием заданий, а потому развивает целый ряд способностей, включая логику, скорость мышления и реакции, и многое другое.



Обучить малышей простому счету поможет игра «Кошки-мышки». По своей концепции она чем-то напоминает типичную «ходилку», но обладает очень необычным дистрибутивом. Если же хотите впечатлить ребенка настольной игрой с применением современных технологий, купите ему «Тараканьи бега ».

Антураж игры таков, что действие происходит якобы на кухне, по которой бегает таракан, и его необходимо загнать в свою ловушку – кто справится первым, тот и победил. Характерная особенность игры в том, что там есть настоящий механический таракан, который сам по себе может быть забавной игрушкой.


Операция Гадалка », где можно не только предсказывать будущее, но и набирать очки и выигрывать. Ну а «Мафия » в представлении не нуждается – там будет шанс попробовать себя в роли как минимум бандита или полицейского, и захватит эта игрушка не только детей, но и взрослых.



Производители

Самые популярные настольные игры выпускаются десятками разных компаний по всему миру как в качественных и дорогих комплектациях, так и в бюджетных и простых, тогда как менее известные игровые концепции производятся только одной компанией. Самые известные игровые бренды пользуются популярностью благодаря стабильно интересным сюжетам, высокому качеству и долговечности всех комплектующих.

Обратите внимание на следующих производителей – если видите такую этикетку, значит, игра точно достойна внимания:

  • Hasbro. Эта американская компания была создана почти сто лет назад, а игрушки начала выпускать в 1940 году. За десятилетия своего существования она успела достичь масштабов ежегодного оборота в несколько миллиардов долларов, да оно и неудивительно, ведь именно этой компании принадлежат права на знаменитую «Монополию», а также на Твистер и «Эрудит», не говоря уж о коллекциях популярных детских игрушек.


  • Play Land. Еще одна очень крупная компания, занимающаяся производством игрушек, но расположенная уже намного ближе – в Болгарии. Фирма существует каких-то двадцать лет, но успела завоевать рынки всех восточноевропейских стран благодаря большому вниманию разработчиков к местному менталитету каждого государства. В частности, русскоязычные версии продуктов этого бренда по возможности учитывают историю, культуру и экономику России.


  • Djeco. Не настолько известный в мире бренд, но не из-за плохого качества, а из-за ориентации преимущественно на самых маленьких потребителей. Настольные игры этой компании отличаются характерным, ни на что не похожим дизайном и обязательно заинтересуют малыша.


  • Hudora. Данный немецкий производитель больше известен благодаря своему «транспорту», а именно самокатам и лонгбордам, но в последние годы он активно развивает и направление настольных игр, что уже было положительно встречено, в том числе и отечественными потребителями.


Российские производители, по сравнению с ведущими зарубежными, пока что не имеют значительных достижений. Возможно, главной компанией, выпускающей продукцию такого рода, является ТМ «Рыжий кот », завод которой расположен в Ростове-на-Дону. Каких-то собственных разработок, получивших безумную популярность, в портфолио компании нет, но своего потребителя она находит хотя бы потому, что издает недорогие российские интерпретации знаменитых игр других брендов – например, она выпускает не менее десятка разновидностей «Монополии».


Как сделать своими руками?

Самодельные настольные игры встретить практически невозможно, но при наличии определенных навыков и большого желания сделать такую самому вполне возможно. Смысл этого – даже не в экономии денег, а скорее в реализации собственного творческого потенциала, или, как вариант, в создании действительно оригинального и неповторимого подарка. Следует отметить, что для собственноручного изготовления большинства настольных игр понадобятся навыки работы с деревом – для создания фишек.

Практически единственный способ обойтись без этого – делать фишки из бумаги или картона, но тогда необходимо придумать способ сделать их долговечными или просто своевременно изготавливать новые взамен износившихся. Теоретически, с той же целью можно также использовать оставшиеся фишки от других игр или даже найденные шашки из старых наборов.


Вне зависимости от вида игры, для самостоятельного ее создания необходимо обладать талантами в сфере рисования. Если вы не являетесь специалистом по обработке дерева, то все детали вашего творения, включая игровое поле и фишки, будут выполнены из картона, и без красивого визуального оформления это будет выглядеть как довольно скучная макулатура. Это особенно актуально в том случае, если ребенок маленький, поскольку ему для ощущения сказки и развлечения яркие цвета просто необходимы. Впрочем, это справедливо для детей любого возраста, просто старшие могут оценить хотя бы саму попытку, а вот младшие бесцветную игру не оценят вообще.


Очень важная деталь для большинства настольных игр – это кубик, определяющий количество ходов. Его можно и не изготавливать самостоятельно – он продается в любом крупном магазине игрушек. Рассмотрев все вышесказанное, приходим к выводу, что своими руками проще всего сделать «бродилку». Можно даже несколько упростить себе задачу и не рисовать игровое поле, а использовать вместо собственного рисунка вырезку из какого-нибудь журнала или даже просто распечатку изображения из интернета. Остается нанести на нее маршрут, по которому будут двигаться игроки и решить вопрос с фишками и кубиком – вот и все, подарок готов.


Другое дело, что для увлекательной детской игры обязательно нужен интересный сюжет, который необходимо продумать заранее. Те же шахматы, будучи, по сути, вполне серьезной стратегией, уступают по популярности многим современным играм именно потому, что там нет ни графики, ни антуража.

Если брать в пример именно их, то для привлечения интереса фигурам стоило бы придать вид реальных солдат, а также придумать некую предысторию, в которой описать, что это за противоборствующие стороны, почему они сошлись в битве, и как тот или иной исход повлияет на их дальнейшую судьбу. Обычным «ходилкам» настолько масштабная легенда не нужна, но все же стоит придумать, почему игрокам так важно как можно скорее добраться до конечного пункта.

Если вы все же настроены серьезно, позаботьтесь также и о какой-либо упаковке для игры и ее составляющих. Наверняка вы потратили на ее создание немало времени, вложили туда кучу сил и собственную душу, поэтому лучше, чтобы игровое поле сохранялось как можно дольше, а фишки не растерялись.