Выживание в окопах первой мировой войны. Обзор игры Grizzled

The Grizzled . Эта игра - самая популярная новинка только что закончившейся выставки-ярмарки в Эссене в категории небольших игр. Компанию неразлучных друзей в августе 1914 года застаёт приказ о всеобщей мобилизации. Ещё не представляя себе, какой ужас ждёт их на фронте, они клянутся друг другу, что вместе вернутся домой живыми. Авторы предлагают участникам игры заново испытать чувства солидарности, взаимопомощи, готовности подставить плечо товарищу - всего того, что считается настоящим братством. Воевать вообще не придётся, а нужно всего лишь дожить до окончания военных действий. Всем. Подробнее о карточном выживании в окопах первой мировой рассказывает тов. Pard .

Тематическая

Несложная

2-5 игроков

Небольшое количество легко запоминаемого текста

В этой кооперативной игре, продолжающейся менее часа, каждый игрок получает карту персонажа. Персонажи обладают индивидуальной удачливостью в одном виде угроз, поджидающих бойцов на передовой. Также игрок получает 3 жетона поддержки со стрелками, указывающими вправо или влево - они указывают на товарища, который поддержит бойца в минуту паники.

Игра протекает следующим образом. Вначале все карты испытаний, имеющиеся в игре, перемешиваются, и 25 из них кладутся на карту мира. Если эта карта окажется видимой, а в руках игроков не останется ни одной карты, значит, игра закончена победой друзей, которые сдержали обещание, данное ими в начале войны. Оставшиеся 34 карты испытаний кладутся на карту памятника, на котором написаны их имена. Это - то, что их ждёт в случае проигрыша.

Результат партии зависит от того, какую из этих двух карт - карту мира или карту памятника - игроки увидят раньше.

Игра состоит из сражений, в которых стараются уцелеть бойцы. В каждом сражении первый игрок выбирает сложность, то есть число карт, которые возьмёт каждый игрок из колоды, лежащей на карте мира. Во время первого сражения сложность должна быть не менее 3, а во всех последующих может быть любой, но не менее 1.

Поскольку карты берутся из мирной колоды, то чем больше карт взяли бойцы, тем ближе их победа, и стремление брать больше карт вполне естественно. Но проблема в том, что на этих картах указаны угрозы, с которыми сталкиваются бойцы - таких угроз на каждой карте не менее 2. Угрозы бывают как природные (ночь, дождь, снег), так и физические (газы, осколки, свист). Каждый боец стремится избавиться от карт руки, выкладывая их в общую кучу на столе. Угрозы карт, которые выложены на стол, становятся активными и действуют на всех. Если в какой-то момент на столе оказываются 3 карты с одинаковой угрозой, сражение немедленно заканчивается. Например, если сыграна карта с угрозами ночь и свист, то обе эти угрозы становятся активными. Если затем сыграна карта с угрозами дождь и свист, то на бойцов действуют уже 2 свиста, и по одному разу ночь и дождь. Если кто-либо выложит карту, на которой есть третий свист, сражению конец. На некоторых картах есть метка ловушки. Если сыграна такая карта, игрок берёт верхнюю карту колоды и тоже кладёт её на стол. А что окажется на этой карте - неизвестно.

Помимо карт с угрозами, в колоде попадаются карты с ударами судьбы. Такие карты на стол не выкладываются, а обозначают личные недуги, с которыми столкнулся боец на фронте: страх, фобия и ранение. Все недуги изменяют правила игры и в целом негативно действуют на всех бойцов. Боец, получивший четвёртый недуг, умирает, а игра считается проигранной.

В свой ход боец выполняет одно действие из следующих возможных.

Он может сыграть одну карту руки , выложив её на стол в общую кучу, или добавив недуг своему персонажу.

Он может использовать удачу своего персонажа в отношении какой-то угрозы. В этом случае игрок удаляет из игры одну из карт общей кучи, на которой есть такая угроза. После использования карта персонажа переворачивается удачной стороной вниз.

Он может потратить жетон речи , предупредив товарищей о какой-то угрозе. Например, боец предупреждает о газе. Каждый другой боец, кроме его самого, может удалить из игры одну карту руки, на которой есть угроза газа.

Он может убежать с поля боя, положив на карту своего персонажа жетон поддержки. В этом случае до конца сражения любые угрозы, отмеченные на картах его недугов, никакого влияния на игру не оказывают.

Сражение заканчивается, когда из него выбрались все бойцы или на столе оказались 3 одинаковые угрозы одного вида. В первом случае считается, что бойцы успешно пережили сражение, и все карты, выложенные ими в общую кучу, удаляются из игры. Во втором случае эти карты снова замешиваются в мирную колоду. Карты, остававшиеся у бойцов, в обоих случаях переходят в следующее сражение. Затем бойцы открывают жетоны поддержки и передают их тому соседу, на которого указывает стрелка. Тот боец, который получил больше всех жетонов поддержки, то есть больше всего поддержал своих друзей в трудную минуту, способен на настоящие подвиги. Он может либо удалить из игры 2 своих недуга, либо снова повернуть карту своего персонажа неиспользованной стороной вверх, если его удача ранее уже была использована.

После пережитого сражения, если конца войне так и не видно, игроки считают общее количество карт, оставшееся у них на руках, и добавляют такое же число карт из военной колоды в мирную, но не менее 3 карт. Что вполне логично: регулярно сбегая с поля боя, конец войны не приблизишь! Если во время подобного перемещения карт из одной колоды в другую игроки открыли карту с памятником, то игра проиграна.

Механика игры полностью соответствует её теме - игроки вживаются в роли бойцов, переживающих невзгоды войны. Правила, почти полностью изложенные выше, просты, но партии всякий раз получаются разными, поскольку порядок прихода карт меняется. В отличие от большинства других кооперативных игр, здесь также отсутствует проблема лидера. Просто потому, что разговоры в игре запрещены. Боец не имеет права рассказывать, какие карты у него на руке, когда он собирается сбегать с поля боя и какой жетон поддержки он при этом положит. Таким образом, каждому бойцу приходится самостоятельно принимать все решения, основываясь на боевой ситуации и действиях его друзей.

И здесь от игрока требуется внимательность. Например, боец решает использовать жетон речи. У него самого в руке полно карт с угрозой дождя. Следовательно, у друзей карт с дождём должно быть меньше. Остаётся решить: то ли назвать другую угрозу, чтобы каждый боец обязательно смог что-то сбросить, то ли, наоборот, назвать дождь, чтобы все избавились от карт с дождём и вы могли их безопасно выкладывать на стол. То же самое касается жетонов поддержки. Желательно помнить, у кого какие жетоны остались, чтобы правильно сыграть свой - так, чтобы бонус в итоге получил тот боец, который нуждается в этом больше всего.

Запрет разговоров: конечно, обычные разговоры продолжаются, но самые важные решения, касающиеся выживаемости всех друзей в полном смысле этого слова, принимаются в тишине. И эта тишина даёт ощущение настоящего военного братства больше, чем любые разговоры. У игрока есть карты, которые он может сыграть в свой ход. Он не может, как часто бывает в других кооперативных играх, спросить совета игроков, он должен сделать свой выбор сам. А его друзья с замиранием смотрят на то, что он решит делать - от этого часто зависит их собственная судьба. И ещё - с надеждой. Надеждой на то, что боец внимательно смотрел на действия друзей и сделает правильные выводы и правильный выбор.

С приходом нацистов к власти в Германии началась всесторонняя пропаганда их мировоззрений. Особый упор делался на воспитание и «обработку» детей. Теперь их стали интересовать военное дело, боевые самолеты и корабли. Даже настольные игры стали «пособием» по подготовке юных патриотов, солдатов, антисемитов.




Во время Второй мировой войны детские настольные игры стали одним из способов пропаганды. Эти наглядные объекты использовались для духовного обучения, военной подготовки и общественного образования. Нацисты поднимали детский энтузиазм, знакомили их с военным делом, обучали, как вести себя при бомбежках, прививали ансисемитизм и чувство расового превосходства.





Еще с начала 1930-х годов члены Гитлерюгенд, «гитлеровская молодежь», играя, соревновались. Они бросали кости и «завоевывали» территории, «изгоняли евреев».







С наступление Второй мировой войны стали популярны преимущественно военные игры. Дети стали «окружать» Великобританию, используя фишки-самолетики и подводные лодки. Также широко использовались символы антисемитизма, смерти. Даже если не было непосредственного подстрекательства к насилию, дети и подростки предполагали, что оно вокруг них.







Тематика была самая разная. В одной из игр нужно было салютовать Гитлеру, в других – сбивать из зенитного орудия самолеты Союзников, прокладывать путь немецкому парашютисту позади вражеских позиций, блокировать вражеские радиопередачи в эфире. Таким образом, как написано в инструкции, «более глубокое значение игры лежит в постоянном бдении ума и защите Родины».

На досках для настольных игр часто изображались солдаты, обнимающие своих возлюбленных, сжигание деревень, облавы на евреев.


По мере того как война затянулась, на немецких игровых досках все чаще стали появляться признаки паранойи и пессимизма. Они предупреждали о появлении шпионов и опасности бомбардировок с воздуха. Игры, связанные с повседневной жизнью, учили, как вести себя во время и после авианалетов, тушить пожары, разбирать завалы и отстраивать дома. И во все это можно было делать, пережидая в подвалах бомбежки.

Качество материалов также ухудшилось. В 1942 году производители начали делать дешевые бумажные фигурки вместо изделий из металла или пластика. Игры как будто стали показателем экономики Германии, которая неуклонно катилась к поражению в войне.

А за полвека до этого в Российской империи были популярны совсем другие забавы, .


В начале осени 1941 г. инициатива на фронте была в руках немецко-фашистских захватчиков. Под превосходящим натиском пали крупные советские города, войска РККА несли огромные потери и отходили в тыл, оставляя позиции. В сентябре 1941 года немецкий штаб приступил к выполнению операции под кодовым названием "Тайфун", ключевое место в которой отводилось группе армии "Центр". Подобно урагану, немецкие войска должны были прорвать оборону, войти в столицу и сравнять её с землёй, беспощадно уничтожив всех жителей. На выполнение задачи отводилось менее трёх месяцев...

Первая линия обороны Москвы была уничтожена 6 октября, пали Брянск и Вязьма. Вторая линия лишь на несколько дней задержала германское наступление под Можайском. До Москвы оставалось менее 30 километров. 19 октября в столице введено осадное положение, объявлена мобилизация народного ополчения. Несмотря на ожесточённые бои, 7 ноября на Красной площади состоялся парад войск, с которого бронетехника и пешие подразделения отправлялись сразу на линию фронта.

Мужество и героизм советского народа позволили в декабре 1941 года остановить противника. Операция "Тайфун" была сорвана, а войска РККА перешли в победоносное контрнаступление, отбросив врага на 120 километров. В боевых операциях под Москвой удалось переломить ход войны и, что главное, развеять миф о непобедимости немецкой боевой машины.

Эта победа имела важное психологическое значение, подняла боевой дух Советской Армии. После контрнаступления под Москвой США, Англия и еще 26 стран объявили о создании антигитлеровской коалиции. До конца войны оставалось около трёх лет...

"Битва за Москву" - новый стартер от компании "Звезда ". Изменился дизайн карточек и памяток, были переработаны правила. Неизменным осталось высокое качество миниатюр и пластиковых компонентов, и... отсутствие органайзера. По традиции, хранение подразделений моделиста - "дело рук" самого моделиста.

Примечание: в данной статье я расскажу о составе набора и некоторых изменениях в правилах. Вы может узнать о принципе отдачи приказов по системе "Art of Tatcic ", прочитав мой обзор " ".

Игра рассчитана на двух игроков, и каждый из оппонентов получит справочный лист с приказами и пояснениями по карточкам отрядов. Полезный и нужный аксессуар.

Переработанные и дополненные правила игры третьей редакции стали более дружелюбными к начинающим игрокам, а оформление кардинально изменилось: теперь на картинках в примерах изображена фотография пластиковой композиции подразделения, что наглядно и очень удобно.

В буклете подробным образом описаны карточки отрядов, разъяснён принцип отдачи приказов, приведены варианты ходов. Сравнивая первую и третью редакцию, хочу отметить, что издатель сделал большой шаг в сторону популяризации игры.

Книга сценариев содержит "учебный курс командира" и семь зимних боевых операций. Обратите внимание на новый дизайн - вместо безликих карточек и схематичных рисунков используются фотографии миниатюр, рядом с которыми указаны гексы начального размещения подразделения на поле. Очередной "плюс" разработчикам - наглядность очень важна при первом знакомстве с игрой.

В игре используются дополнительные карточки.

Отряды, расположенные на одном гексе, можно объединять в группы. На карточке делаются соответствующие пометки, отряды убираются с поля, размещаются на своих карточках подразделений, а на поле выставляется флаг с номером группы. Группа не может быть назначена "целью", каждый отряд в группе получает и выполняет свой приказ.

Минные поля позволяют заминировать определённый гекс, установив на нём противотанковые или противопехотные мины (возможен вариант ложного минирования). При нахождении на заминированном гексе отряд должен пройти тест на подрыв (аналогичен тесту на стрельбу). Интенсивность огня указана на карточке.

Количество ходов, сделанное соперниками, сила ветра и скорость течения отмечаются в особой карточке, выполняющей информативную функцию.

Мосты в игре бывают двух типов, каждый тип имеет свой показатель защищённости и пропускной способности. На карточке отмечается гекс с расположением моста, приведены типы отрядов, которые могут проходить через данную переправу, указана прочность моста. Все эти показатели изменяются при нанесении повреждений мосту (зачёркиваются колонки в карточке). Чем больше повреждений, тем меньше типов подразделений может переправиться на противоположный берег.

Номера гексов населённых пунктов на поле совпадают с пометками в специальной карточке. Населённые пункты (город, деревня) могут быть атакованы как "Инженерные сооружения" и имеют собственный показатель защиты. Каждое повреждение, нанесённое объекту, снижает показатель дополнительной защиты (указан в столбике).

Склад является инженерным сооружением и базируется на определённом гексе. Находясь на складе, подразделения могут пополнять боеприпасы. Подвозить боекомплекты на склад можно при помощи транспортных средств.

В буклете правил подробно рассмотрены варианты использования всех специальных карточек.

Приказы и пометки делаются при помощи маркеров, а стираются ватными дисками. Напомню, что все карточки покрыты лаком и чёрные отметки удаляются с поверхности бесследно.

Маленькие красные кубики до сих пор вызывают у меня огромное желание обладать мешком таких шестигранников. Как приятно взять в руку с десяток символов хаоса и бросить их на стол, испытав судьбу... Но, я отвлёкся.

Кубики используются во время боевых операций и определяют повреждения, получаемые отрядом, необходимы для прохождения теста на стойкость, отмеряют силу ветра и так далее. Одним словом, незаменимый игровой компонент.

Шесть двусторонних модулей зимней карты. При помощи этих картонок будут смоделированы поля сражений: по гексам поедет бронетехника, под прикрытием артиллерии пойдут в бой пешие подразделения...

Для крепления полей применяются специальные фиксаторы, которые впервые были применены в " ю ". Очень удобный аксессуар, позволяющий предотвратить "расползание" модулей по столу.

30 гексов ландшафта позволят разнообразить игровой процесс и изменят местность до неузнаваемости. К стандартным летним элементам (дорога, лес, овраг) добавились зимние типы местности: равнина, кусты, лёд и сломанный лёд. Помимо местности на поле боя могут повстречаться занесённые снегом оборонительные укрепления: противотанковые рвы и окопы.

Все типы местности и оборонительных укреплений (включая летние) подробно рассмотрены на последних страницах буклета правил.

Пластиковые шестигранники позволяют создавать трёхмерный ландшафт. В центре дополнительных гексов местности прорублены овальные отверстия, надёжно фиксирующие картонку на пластиковом выступе.

Дот, понтонный мост, колючая проволока и противотанковый "ёж" встречаются в каждом стартовом наборе и используются согласно сценариям.

Дым и огонь пригодятся для обозначения пожаров. С помощью отряда сапёров игроки могут поджечь город или железнодорожную станцию; аналогичный результат может быть достигнут при бомбардировке зажигательными бомбами или при атаке огнемётными танками.

Настало время взглянуть на противоборствующие группировки.

Войска Вермахта.

Дизайн карточек третьей редакции изменился, показатели подразделений остались прежними. Это позволяет без труда использовать отряды из предыдущих базовых наборов во время зимних операций.

Обратная сторона также претерпела существенные дизайнерские изменения, но об этом я расскажу подробно чуть позже.

Пешие отряды представлены подразделением пулемётчиков с MG-34 (набор 6210), 81-мм миномётом с расчётом (набор 6209) и тремя композициями пехоты (набор 6198). Это новые модели в "зимнем" стиле со старыми характеристиками, совпадающими с рассмотренными ранее подразделениями, использующимися для летних кампаний: MG-34 (), 81-мм миномёт () и кадровая пехота, появившаяся в " " (набор 6178).

В новом дизайне карточки мне понравилась фотография подразделения, напечатанная в левом верхнем углу. Теперь точно не перепутаешь, какую композицию передвигать по полю...

Сторону с приказами стандартизировали, опустив гексы перемещения вниз карточки, а приказы отныне располагаются в порядке их активации.

Войска РККА.

Противостоять наступлению предстоит 85-мм зенитному орудию () и тяжёлому танку Т-35 (набор 6203). О зенитном орудии я рассказывал ранее, а танк достоин отдельного внимания.

Тяжёлый танк Т-35 принят на вооружение в 1933 году и выпускался на Харьковском паровозостроительном заводе (всего выпущено около 50 единиц). Являлся единственным в мире пятибашенным танком: в центральной башне располагалась 76.2мм пушка и 7.62мм пулемёт, две пушки калибра 45мм размещались по диагонали, их дополняли две башни с пулемётами ДТ. В центральной башне предусмотрено размещение ещё одного пулемёта, щель для которого была закрыта технологической заслонкой. Экипаж составлял 9 -11 человек.

Т-35 служил символом мощи войск РККА, "сухопутный броненосец" имел максимальное для танков того времени вооружение и принимал участие во всех парадах. Контуры Т-35 использовались при оформлении медали "За отвагу". К сожалению, машина так и осталась "символом", её боевое применение было не столь успешным. Танк имел огромный вес, существенные габариты и малую скорость (не более 18 км/ч), что делало его лёгкой мишенью на поле боя.

Управление машиной велось практически вслепую - боковые катки закрывали обзор механику-водителю. Многотонное бронирование приводило к постоянным поломкам слабого двигателя и трансмиссии, ремкомплект отсутствовал.

Из всего парка машин Т-35 лишь 7 танков потеряны в бою, 35 вышли из строя во время марша и были покинуты экипажами. Несколько машин использовались в учебных частях, с чем связана одна легенда: во время кинохроники контрнаступления РККА под Москвой в кадре появляется Т-35 в окружении пехоты. Достоверно известно, что часть хроники снята на базе учебных войсковых центров Урала, а затем вмонтирована в фильм (снять наступление в боевых условиях было технически невозможно, а требовался качественный пропагандистский материал).

Существует версия, что появившийся в кадре Т-35 - один из последних учебных экземпляров этого легендарного танка. Кстати, изображение Т-35 встречается на плакатах 1943 года. К тому времени не осталось ни одного экземпляра этого "броненосца", но пропагандистскую функцию он исправно выполнял до самого конца войны...

Пехотные подразделения представлены 82-мм миномётом с расчётом (набор 6208), пехотой (набор 6197), двумя отрядами народного ополчения (набор 6181), эксклюзивными композициями лыжников, а также пулемётом "Максим" с расчётом (данные миниатюры отдельными наборами пока не выпускаются).

82-мм миномёт и пулемёт "Максим" встречались ранее в наборах и соответственно и никаких изменений не претерпели. Пехота, ополчение и лыжники близки по своим характеристикам к набору летней пехоты .

Народное ополчение формировалось исключительно из добровольцев, работавших на предприятиях. Вооружённые СВТ-40 и "трёхлинейками", практически не имея навыков военной подготовки, они отражали атаки регулярной армии Вермахта, проявляя чудеса мужества и героизма.

Во время контрнаступления, начавшегося в ночь с 5 на 6 декабря 1941 года, советское командование активно использовало лыжные подразделения, которые пересекали большие расстояния без помощи техники и атаковали противника с флангов. Одетые в маскировочную одежду и невидимые среди снежных заносов, специальные отряды проводили диверсии в тылу врага и дестабилизировали моральный дух солдат Вермахта.

Штаб Вермахта и РККА.

По традиции, в состав базовых комплектов входят композиции штабов, которые не продаются отдельными наборами. На этот раз руководящий состав одет в зимнюю форму, а некоторые даже покуривают трубку.

Приказы также остались прежними, никаких новых функций штаб не выполняет.

Что же нового в третьей редакции правил…

Первое, что бросается в глаза - оформление карточек. Появилась фотография подразделения, изменён дизайн (столбики показателей переместились влево), появились красные отметки, которые означают, что цель может быть поражена только в ближнем бою.

Все приказы теперь имеют отметки об очередности их выполнения. Теперь не нужно заглядывать в справочник и спорить - выполняйте приказы в строгом соответствии с числовыми значениями, указанными в клетках. В правилах подробно, в порядке возрастания, перечислены все возможные приказы и принцип их исполнения.

Нижний ряд гексов означает (слева направо): длительность выполнения приказа (до четырёх ходов, отмечается "галочками"); направление движения отряда после отдачи приказа (указывается номер гекса); номер цели или радиус поражения; в красном шестиграннике указывается текущее расположение подразделения.

Помимо карточек подразделений, игра проходит на зимней местности, влияющей на условия ведения боя. Ещё одно нововведение - тест на "стойкость" отныне проходится в начале хода, а не в конце.

Подведя итог.

Кардинально изменился в лучшую сторону дизайн карточек подразделений, самих правил и буклета сценариев. При этом нет никаких препятствий к использованию в зимних кампаниях отрядов из прошлых выпусков. Игроки, имеющие опыт боевых действий по системе "Art of Tactic ", потратят буквально несколько минут на изучение знакомых правил и приступят к игре - ничего существенно нового в правилах стартового набора "Битвы за Москву" нет.

Новичкам настоятельно рекомендую начать знакомство с данной системой именно с третьей редакции, в которой учтены все "минусы" изложения материала, а также добавлены обучающие сценарии с подробным объяснением действий оппонентов. Отличное продолжение серии " "...