Знакомьтесь: игра Никитиных «Сложи узор. Обзор системы никитиных Развивающая игра сложи узор

МДОУ – детский сад комбинированного вида №23 «Алёнушка»

Дидактическая игра

СОБЕРИ УЗОР

учитель –дефектолог Е.Н. Домашенко

2010 г.

1 –

Данная игра направлена на развитие у детей внимания, наглядно-действенного мышления, игровой деятельности. К важным способам усвоения общественного опыта относят действия по образцу, но они принципиально отличаются от действий по подражанию, так как производить действия по образцу ребёнку гораздо труднее. Образец создаётся взрослым, при этом ребёнок не видит самого процесса выполнения узора, а воспринимает уже готовый результат. Ребёнок должен сначала произвести анализ представленного образца; отметить изменения; определить, какие фигуры ему взять; догадаться, как включить их в узор.

Цели игры :

1. Учить детей выполнять действия по показу и образцу.

2. Учить анализировать узор, состоящий из геометрических фигур разной формы и цвета, действовать по образцу.

3. Развивать внимание, мышление, аналитико-синтезную деятельность ребёнка на основе предметно-практической деятельности.

Оборудование:

1. Набор деревянных плоских геометрических фигур разной формы и цвета.

2. Экран.

Ход игры.

I. Организационный момент.

Педагог раздаёт детям наборы геометрических фигур. Даёт время ознакомиться с ними, потрогать. Вместе с педагогом дети повторяют названия фигур, основные цвета.

II. Основная часть.

Педагог за экраном (так, чтобы не видели дети) соединяет 2

фигуры разного цвета или формы. Например: . Не называя

цвета и не показывая способа действия, педагог предлагает детям сделать так же. Тем, кто затрудняется, педагог показывает, побуждая подражать.

Затем за экраном педагог добавляет ещё две фигуры.

Предлагает сделать так же.

Дети выполняют действия по образцу. При необходимости применяется показ.

Добавляя постепенно по 1-2 фигуры, дети выстраивают бабочку.

Игра повторяется несколько раз в разных цветовых вариантах с постепенным увеличением количества фигур.

Варианты узоров:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра " Эти удивительные узоры"

Закрепить представления детей о народных промыслах, предметах посуды. Развивать логическое мышление, умение составлять предмет из отдельных частей....

Дидактическая игра по закреплению знаний о татарском национальном костюме «Сложи узор»

Познакомить детей с татарскими национальными узорами на костюмах, фартуках, платках, сапогах, тюбетейках. Освоить приемы сложения предметов (узоров) из частей по образцу. Развивать художественный вкус...

Но что такое методика Никитиных – только лишь свод правил и набор развивающих занятий? Их дети действительно поражали своим развитием, быстротой и гибкостью ума.

Фамилия Никитиных известна многим, даже тем, кто далек от педагогики. Обычная семья учителей сломала устоявшиеся в области воспитания детей стереотипы и доказала всему миру, что их приемы раннего развития действительно помогают вырасти ребенку состоявшейся, физически и интеллектуально здоровой личностью. Методика Никитиных – это не только свод правил, принципов и набор развивающих средств. Чтобы стать последователем выдающихся педагогов, родителю важно научиться думать по-другому, взглянуть по-новому на своего ребенка, предоставить ему свободу.

Воспитание «по-никитински»

Главная задача отцов и матерей – не тормозить развитие детей своими убеждениями, а создать такую среду, которая бы помогала взрослеть, проявлять самостоятельность, совершенствовать способности ребенка.

Педагоги-новаторы были сторонниками здорового образа жизни и закаливания. Отпрыски Никитиных с ранних лет бегали босиком по снегу, умывались ледяной водой, носили легкую не по погоде одежду.

Чтобы у ребенка появилось желание к умственной работе, он должен быть холодным и голодным – так учили счастливые родители семерых «никитинцев». И их дети действительно поражали физическим и умственным развитием, быстротой и гибкостью мышления, на лету усваивали школьную программу и перескакивали классы.

Тематический материал:

Никитины выступали против строгого режима дня, когда у ребенка совсем не остается свободного времени побыть наедине с собой и своими мыслями. Они осуждали навязывание родительской воли и чрезмерную опеку, считая, что такое воспитание тормозит развитие.

Ошибкой педагоги называли и другую крайность – эмоциональную заброшенность. Большинство пап и мам полагают, что главная обязанность родителей сводится лишь к тому, чтобы накормить, одеть и обогреть детей. При этом духовное участие в жизни отпрысков отходит на второй план.

Интеллектуальные игры Никитиных

Главным средством раннего обучения детей супруги считали развивающие игры. Это набор увлекательных упражнений, которые не навязываются ребенку, а заинтересовывают сложностью и возможностью самостоятельно решать поставленные задачи.

Игры Никитиных – это по большей части многофункциональные головоломки, их можно расширять, додумывать, подстраивать под ребенка. Соблюдая важнейший педагогический принцип «от простого к сложному», они создают такие условия, при которых происходит опережение развития способностей.

Такие игры, как правило, построены на совмещении форм, цветов и объемов.

«Сложи узор»

В основе игры – 16 кубиков. Их грани окрашены необычным образом: красная, синяя, белая и желтая, а оставшиеся разделены диагональю на два треугольника, которые также имеют свой цвет. Благодаря этому из кубиков можно создавать множество разных узоров.

Автор рекомендует это пособие детям от 1,5 лет. Начиная с простейших заданий, малютки с раннего возраста учатся конструировать, совершенствуют мыслительные операции (синтез, анализ), развивают творческие способности. На занятиях дети выполняют несколько типов заданий:

  • складывают кубики по схеме;
  • глядя на готовый узор, переносят схему в тетрадь;
  • создают собственный рисунок.

Как изготовить пособие

Чтобы сделать игру «Сложи узор» своими руками, возьмите 16 деревянных кубиков, предварительно очищенных от бумаги и отшлифованных шкуркой. Оптимальный размер ребра – 3-4 см.

Окрашивать их придется по схеме, поэтому вначале сделайте разметку карандашами, чтобы не запутаться. Передняя сторона (на рисунке изображена прозрачной) имеет белый цвет. Лучше использовать нитрокраски, которые быстро высохнут и прослужат дольше. Как вариант, кубики обклеивают цветной бумагой.

Как играть

К пособию «Сложи узор» прилагается два альбома с образцами. Первый предназначен для развития детей 2-4 лет, второй – 4-8.

Если не удалось приобрести готовые схемы, задания распечатывают на цветном принтере или рисуют самостоятельно. Учтите, для маленьких деток (до 2 лет) лучше, чтобы узоры в образце были тех же размеров, что и кубики.

«Сложи квадрат»

В основе этого развивающего задания лежит головоломка, в которой необходимо из кусочков разной формы и размера сложить квадрат. В комплект игры входит 24 квадрата, каждый разрезан на части и окрашен в различные цвета. Задание имеет несколько уровней сложности, поэтому подходит для детей разного возраста. Первые упражнения под силу решить даже 1,5-летним малюткам, более сложные вызовут интерес у старших ребят.

Тематический материал:

Как изготовить пособие

Из плотного картона вырежьте квадраты со сторонами 8 х 8 см. Обклеивая их цветной бумагой, постарайтесь подобрать оттенки так, чтобы было четко ясно, к какому образцу подходят части. По той же причине напишите с обратной стороны каждой порядковый номер квадрата. Чтобы ничего не напутать, сделайте это раньше, чем начнете разрезать фигуры.

Игру «Сложи квадрат» можно также выполнить из разноцветного пластика. Но будьте готовы к тому, что обрабатывать этот материал гораздо сложнее, да и найти 23 оттенка непросто.

Элемент под №1 оставьте целым для образца.

Хранить детали каждого квадрата нужно в «своем» пакетике или конверте.

Как играть

Кроме того, что можно просто высыпать все детали в кучу и предложить малышу распределить их по цветам, игра «Собери квадрат» предполагает 23 разноуровневых задачки. Возможно, на их решение у ребенка уйдет не один год, но сколько радости появляется в детских глазах, когда квадрат все-таки собирается в одно целое!

«Уникуб»

Игра состоит из 27 кубиков, стороны которых окрашены в три цвета. Это идеальное пособие для постижения законов трехмерного пространства. Дети с удовольствием занимаются с ним уже с 1,5 лет, но даже для старших школьников игра представляет собой сложнейший и полезнейший тренажер.

Как изготовить пособие

Сделать игру можно самостоятельно. Возьмите 27 кубиков, удалите картинки и наклейки, отшлифуйте поверхность. Затем приступайте к разметке цветов:

  • сложите образцы в большой куб и все внешние стороны, включая нижние, обозначьте красным карандашом;
  • снимите верхние 9 кубиков и пометьте образовавшиеся 18 граней синим цветом, всего таких плоскостей будет 3, их можно «подсмотреть» на нашем рисунке;
  • оставшиеся грани – желтые.

Снова сложите кубики и проверьте правильность маркировки.

Для нанесения колера воспользуйтесь нитрокраской или обклейте грани цветной бумагой.

Для хранения пособия подберите коробочку квадратной формы, она также пригодится на первых занятиях.

Как играть

Прежде чем давать «Уникуб» детям, тщательно изучите информацию и иллюстрации к упражнениям, чтобы выбрать посильные для малыша задания. Складывать фигуры нужно на время, это стимулирует ребенка к достижению высоких результатов. Отличным вариантом будет игра-соревнование, в которой участвуют родители и дети.

Однако помните, что решение задачек «Уникуба» – довольно серьезная нагрузка на малыша, поэтому старайтесь контролировать степень утомления и дозируйте время работы.

Конечно, методика Никитиных имеет плюсы и минусы. Не каждая мама позволит своему малышу мерзнуть при 18 градусах и будет обливать холодной водой грудничка в первые месяцы жизни. Да и с отсутствием режима и полной свободой ребенка свыкнуться трудно. Принимать методику раннего развития Никитиных или нет – личное дело родителей. Но удивительные подходы к воспитанию, построенные на любви и доверии, развивающие игры и пособия, безусловно, заслуживают внимания.

Алёна Гадяцкая
Развивающая игра «Сложи узор» (кубики Никитина)

Цель : Совершенствовать теоретические знания и практические навыки педагогов в развитии творческих способностей ребёнка посредством использования развивающих игр .

Оборудование : кубики Никитина , схемы- узоров : дом, лодка, крючок, молния, елка, фонарики, конфета, паркет, рыбка, лес, поляна.

План :

1. Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер- класса. Содержание мастера- класса в целом и его отдельных составных частей.

2. Теоретическая часть.

Использование развивающей игры «Сложи узор » в развитии способностей детей 5-6 лет в группе ЗПР.

3. Практическая часть.

Проведение имитационной игры со слушателями сказка «Золотая рыбка» .

Моделирование : составление сказки по теме.

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить свой опыт работы по теме : «Развивающая игра «Сложи узор » кубики Никитина ».

Любые игры только тогда дают результаты, когда малыши играют с удовольствием , с интересом. Вот этот интерес к развивающим играм , к интеллектуальному напряжению, какого они обязательно требуют, и надо развивать у детей . Именно развивать , т. к. сам он ниоткуда не появляется. Кроме того, здесь действует одна закономерность : чем больше развито какое- то качество , тем сильнее жаждет его проявления.

Так просит деятельности и детский ум. Поэтому очень важно дать ему окрепнуть и познать радость успеха, радость преодоления трудности – и как можно раньше.

Первое условие успеха- улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность в прогрессе ребёнка, в росте его сил. При этом, конечно, нельзя забывать, что перехваливание- похвала не по заслугам- может и навредить. Всегда нужно уметь показать ребёнку как бы резерв его возможностей, что можно делать еще лучше.

Ты сегодня быстро сложил узор , быстрее, чем вчера. А если ещё постараться, может получиться ещё лучше.

Что, по- твоему, сегодня у тебя особенно удалось?

А что ещё не совсем получилось?

Все это поддерживает интерес ребенка к игре, к движению вперед, к совершенствованию…

Но это интерес легко притупить не только небольшим нажимом, принуждением, но даже просто «перебарщиванием» , доведение игры до того, что она стала надоедать.

Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или … в другой раз мы поиграем побольше », чтобы впереди была приятная перспектива- завтрашняя радость.

Творчество развивается и творческие силы крепнут только там, где есть свобода их проявления. Но это вовсе не означает, что надо просто ждать, когда у ребёнка возникнет желание играть . Надо организовать это желание, пробудить его, создать условия для его возникновения.

Основное правило развивающих игр :

Взрослый не должен выполнять задание за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом. Во время выполнения задания нельзя злоупотреблять даже замечаниями тип : «Ай…» , или «Гм» и т. п. Воздерживаться от подобных замечаний надо именно в ходе игры, когда ребёнок ещё не окончил очередного задания. Почему они нежелательны?

Нужно сказать что в начале, когда малыш только знакомится с игрой, подобные эмоциональные реплики даже помогают : одобрительные- окрыляют, критические- побуждают работать внимательнее. Но затем лучше от них постепенно отказаться, потому что ребёнок начинает больше судить о своих действиях не по результатам своей работы, а по замечаниям окружающих. А это приведет к тому, что у ребёнка не будет развиваться самоконтроль . После очередного шага в решении задачи он станет смотреть на вас : улыбнетесь вы или нахмуритесь. И если это станет главным критерием в его оценке собственных действий, то самоконтроль, самоанализ заменяется стремлением просто угадать, как относятся к этому окружающие.

Очень часто, желая что-то внушить ребёнку, упорно и навязчиво повторяют ему одно и тоже. Нет лучшего способа добиться прямо противоположного результата. И наоборот, запрет, недоступность всегда вызывает интерес и желание узнать, что это такое. Эту закономерность надо использовать и в играх тоже . Нельзя развивающие игры превращать в обычные, всегда доступные игрушки. Игра становится доступной, привычной и теряет свою привлекательность. Вот почему после игры надо всё аккуратно уложить и поставить на место, недоступное для ребенка, но все- таки такое, чтобы игра была видна самому ребёнку. У детей ведь очень многое зависит от случайности; попалось на глаза вещь- захотелось взять её и поиграть , а не попадется- может надолго забыть о ней.

Начинать игру лучше с заданий, достаточно легких для ребёнка, чтобы он чувствовал удовлетворение от успешной работы. Но вот он добрался до трудного задания и, несмотря на все усилия, сегодня его не одолел. Как же быть завтра? Начинать с этого трудного? Нет, лучше попробовать взять препятствие «с разгона» , т. е. начать игру с более легких или с уже преодоленных заданий и только в конце подойти к трудному, пока неодолимому. Метод «ледокола» нужно использовать в развивающих играх , т. к. он вселяет в ребенка веру в собственные силы и учит самостоятельности. Ну, а если и метод «ледокола» не помогает, лучше просто пропустить неподатливое задание и взять какое- нибудь из следующих, стоящих после, но не всегда обязательно более трудных. И есть, наконец, ещё выход из трудного положения- оставить эту игру до нового увлечения. Играя в другие игры , ребёнок растет, набирается сил и через месяц- другой может с первого захода одолеть когда-то непосильное для него задание. А на долю взрослого в таких трудных случаях выпадает обязанность, во-первых, похвалить ребёнка за уже достигнутое, а во-вторых, поддержать бодрость духа на будущее и пояснить, что сразу ни у кого не получается и даже его папа в его возрасте еще не мог решать такие трудные задачи.

Для любой игры необходимо непринужденная, свободная обстановка, когда все внимание сосредоточено на самой игре, а не на том, чтобы «сесть как следует. Играть не обязательно за столом, можно и на полу, и не только сидя, а лёжа на животе- как удобнее».

Всё выше сказанное можно уложить в нескольких правилах :

1. Игра должна приносить радость.

2. Заинтересовывайте ребёнка игрой, но не заставляйте его играть , не доводите занятия играми до пресыщения .

3. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Давайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более и трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.

4. Обязательно начинайте с посильных задач.

5. Если ребенок не справляется с заданием, значит вы переоцениваете уровень его развития . Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий.

6. Увлечения детей приходят «волнами» поэтому, когда у ребёнка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре на месяц- два, а потом «случайно» пусть малыш вспомнит о ней.

7. Берегите игру, не ставьте её по доступности вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребёнок просит их или сам предлагает поиграть . Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.

8. Оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» узорам , придумывайте, фантазируйте, пока ребёнка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач.

9. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребёнка, чтобы можно было и попрыгать от восторга, и сделать кувырок на коврике.

Безусловно бессистемное, эпизодическое использование развивающих игр не принесет положительных результатов. Поэтому я стараюсь включать развивающие игры и в непосредственно-образовательную деятельность. Развивающие игры превращают каждое занятие в сказку. Во время игры дети приобретают уверенность в себе, получают знания, что ведёт к положительному развитию личности ребёнка , развитию его творческих способностей. Развивающие игры- это другая методика общения с ребёнком, в корне отличная от привычного всем показа, рассказа, объяснения, повторения, т. е. обучения. Особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и закономерности- всё это составляет творческие способности. В развивающих играх у детей улучшается мышление, наблюдательность, внимание. При организации развивающих игр я обращала внимание на то, чтобы количество детей не превышало 4-6 человек, чтобы каждый ребёнок имел возможность играть , заниматься. Важнейшее условие усвоения новых знаний - это интерес ребёнка к игровым заданиям, которые взрослые могут ему предложить. Излишняя дидактичность, чрезмерная настойчивость в своих педагогических усилиях - всё это недопустимо в работе с детьми.

Опыт работы с детьми ЗПР показывает, что намеченные на одном занятии программные задачи, не могут быть усвоены ребёнком с первого раза. Задачи во время игры усложняются .

В начале учебного года проводится индивидуальное тестирование детей с помощью различных упражнений и дидактических игр, наиболее полно показывающих уровень знаний детей. По результатам педагогических наблюдений и проанализировав листы адаптации и лист здоровья составляется перспективный план работы на текущий учебный год. Кроме перспективного плана составлялись примерные конспекты каждого занятия. На любом занятии с использованием развивающих игр существуют неограниченные возможности для развития творческих способностей детей, решаются воспитательные задачи. Дети приучаются действовать дружно, целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца, решать, поставленные перед ним задачи.

(Приложение : диагностика, перспективный план)

Приглашаю Вас окунуться в сказочное царство кубиков Никитина .

«Сказка про золотую рыбку»

Жили – были 7 принцесс. У них был большой и уютный ДОМ и огромная мечта – подержать в руках ЗОЛОТУЮ РЫБКУ. И вот однажды они отправились на поиски своей мечты. Их путь лежал через густой и тёмный ЛЕС. Каждая принцесса зажгла свой ФОНАРИК, чтобы не сбиться с пути…и уже через несколько минут они оказались на красивой ЦВЕТОЧНОЙ поляне, где под лучами солнца порхали разноцветные БАБОЧКИ. Спуститься вниз к реке им помогла волшебная ЛЕСЕНКА. Они сели в ЛОДКУ и поплыли. Принцессы настолько залюбовались красотой окружающей природы, что не заметили, как к лодке подплыла ЗОЛОТАЯ РЫБКА. Все принцессы загадали желание и отпустили рыбку домой. И стали жить они долго и счастливо!

Играя , таким образом, дети научатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, придумывать сюжет сказки, рассказа, научатся развивать сюжет , использовать в речи разные виды предложений.

А теперь задание для Вас, уважаемые коллеги :

Составьте сюжет сказки с использованием следующих узоров-заданий :

1 ВАРИАНТ : ДОМ, ЛОДКА, КРЮЧОК, МОЛНИЯ.

2 ВАРИАНТ : ЕЛКА, ФОНАРИКИ, КОНФЕТА, ПАРКЕТ.

Спасибо за внимание!

Кубики «Сложи узор» (пластмассовые) – игрушка, гармонично развивающая все виды мышления ребенка и его моторные навыки. Все дети – большие фантазеры, поэтому любят создавать картины самыми разными способами.

Автор методики – известный педагог-новатор Б.П. Никитин. Большинство его игр – это всевозможные кубики, занимаясь с которыми дети развивают логическое мышление и творческие способности. Кубики «Сложи узор» на протяжении многих лет вызывают живой интерес у детей и взрослых, заставляют подумать над задачкой и порадоваться полученному результату.

Состав игры:

  • 16 пластмассовых кубиков с гранями 4 цветов (синий, желтый, белый и красный), а также их сочетаниями (красный-белый, желтый-синий)
  • книжка с примерами узоров, фигур, букв и цифр

Существует огромное множество возможных комбинаций, которые можно составить из кубиков. Варьируйте их количество, переворачивайте грани, используйте буклет из набора, специальные альбомы или свою фантазию.

Что развивает игра

Занимаясь с пособием, ребенок совершенствует мелкую моторику и ориентацию в пространстве, логическое и образное мышление, цветовосприятие. Он учится видеть в абстрактных рисунках силуэты конкретных предметов.

Малыш развивает умение работать по схеме, а затем и фантазию, придумывая собственные варианты рисунков. Кубики «Сложи узор» можно купить ребенку от 2 лет. Обучайтесь легко и увлекательно!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Давно я не появлялась пред ваши ясные очи, хотя сама следила с интересом за блого-творчеством своих коллег. Оправданием мне является ремонт, проходивший у нас в ДОУ, причем, как это водится, мы выступали активными участниками этого ремонта. Было тяжело, но это тоже опыт - теперь для меня не проблема зашпаТлевать стену, покрасить её и даже застелить линолеум. Кто бы дома еще сделал мне ремонт? Т.к. сил на домашний ремонт после садиковского уже не осталось.

Параллельно с этим, я приняла участие в краевом этапе VIII всероссийского конкурса психолого-педагогических программ "Новые технологии для "Новой школы". Участвовала я там со своей коррекционно-развивающей программой "Чудо кубики" для детей старшего дошкольного возраста.


Данная программа предназначена для развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей. Программа включает в себя курс специальных игровых занятий, направленных на совершенствование у детей моторики, внимания, памяти, воображения, эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, а также содержит методические указания по проведению этих занятий. Занятия проводятся с использованием развивающей игры «Сложи узор» (изготовитель ООО «Корвет») и альбомов заданий «Чудо-кубики для игры «Сложи узор» и «Чудо-кубики 2 для игры «Сложи узор» издательства ООО «Корвет».

«Сложи узор» - одна из популярнейших в нашей стране развивающих игр, описана в системе развития и воспитания детей дошкольного возраста супругами Никитиными. Именно эта развивающая игра легла в основу занятий по данной программе.

Почему я начала работать с этим материалом? Началось всё случайно. Дело в том, что когда я пришла работать в сад, то кабинет в плане пособий был практически "голым". Было только очень много наборов "Блоков Дьенеша" (о них в другой раз) и "Сложи узор". С чего-то надо начинать - начала осваивать данный материал. Так родилась программа, рассчитанная на два года обучения - для детей старшей и подготовительной группы, хотя отдельные задания из первого года обучения вполне могут освоить дети средней группы.

Занятия с кубиками детям очень нравятся, причем они быстро научаются видеть перспективу и развивают зрительное восприятие - если вначале дети воспринимают их лишь как кубики, и могут только строить из них "башни", то затем они понимают, что с помощью разноцветных граней можно создавать узоры и изображения.


Занятие "Мишутка в заколдованном городе". (первый год обучения)

Цели:

1. Развитие общей и мелкой моторики.

2. Развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, воображения.

3. Совершенствование навыков общения.

4. Расширение словарного запаса.

Оборудование : мягкая игрушка Мишка, набор кубиков «Сложи узор» на каждого ребенка, листы с заданием №11 из альбома «Чудо-кубики. Сложи узор», небольшой фонарик.

Ход занятия:

Психолог приветствует детей и достает мягкую игрушку. «… хочет с вами поздороваться». Дети передают мягкую игрушку по кругу, здороваются и называют друг друга ласковым именем. Начинает психолог: « Здравствуй, Машенька!» , передает мягкую игрушку Маше. Игрушка «приветствует всех детей по очереди», говорит им ласковые слова. Дети рассаживаются.

Пальчиковая гимнастика «Ёлка»

Детям раздаются листы с заданиями.

П.: Ребята, наш Мишутка-путешественник забрел в заколдованный город. В этом городе все замерло, даже деревья не растут. Но у Мишутки есть чудо-фонарь, а у вас есть чудо-кубики, поэтому, вы с Мишуткой можете расколдовать этот город. Для этого вам надо сложить из кубиков вот такие синие ели на нашем рисунке. Посмотрите внимательно, какие стороны у кубиков вам понадобятся для постройки елей?

Д.: сине-желтые.

П.: Верно. Каждый ряд у елочки состоит из двух сине-желтых кубиков. А еще вам нужно сделать дорожку для Мишутки. Какого она будет цвета?

Д. : Желтого.

П.: Верно. Будьте внимательны. Приступайте.

Дети выполняют задание.

П.: Ребята, вы молодцы, вы расколдовали город вместе с Мишуткой. Все кругом ожило. Помогите второй елочке вырасти такой же высокой, как и первая. Дорожку из кубиков можете убрать.

Дети выполняют задание.

П.: Молодцы! А теперь приготовили пальчики, будем делать из них елочку.

П.: Убирайте кубики в коробочки. Можете составить узор.

П.: А теперь мы с вами попадем в тот самый заколдованный город. Вы замрете в разных позах и закроете глаза. Я буду вас будить, а вы не просыпаетесь, пока я не скажу волшебные слова и не освещу вас волшебным фонариком.

Этюд-игра, психогимнастика: «Заколдованный город»

В комнату входит ведущий и видит:

На дворе встречает он

Тьму людей, и каждый спит:

Тот как вкопанный стоит,

Тот, не двигаясь, идет,

Тот стоит, раскрывши рот.

Ведущий подходит к детям, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руку и тормоша, но все бесполезно: дети не просыпаются. Тогда ведущий говорит «волшебные слова»:

Бим-бом, бим-бом,

Посвечу я фонарем.

Потянуться, улыбнуться,

Наконец, пора проснуться!

И освещает детей по очереди фонариком. Затем ведущего можно поменять.

Прощание. Аплодисменты.


Занятие 8. «Птичка»

Цели:

1. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения.

2. Развитие общей и мелкой моторики.

3. Развитие зрительного восприятия, механизмов анализа и синтеза.

4. Совершенствование навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

5. Снятие психического напряжения.

Оборудование: Мягкая игрушка Ёжик, листы с заданиями «Птичка» №5 из альбома «Чудо кубики 2 для игры «Сложи узор» для каждого ребенка, развивающая игра «Сложи узор» на каждого ребенка, массажные мячи, тетради и простые карандаши для графического диктанта, цветные карандаши.

Ход занятия: Психолог приветствует детей и достает мягкую игрушку. «Ёжик хочет с вами поздороваться». Дети передают мягкую игрушку по кругу, здороваются и называют друг друга ласковым именем. Начинает психолог: « Здравствуй, Машенька!» , передает мягкую игрушку Маше. Игрушка «приветствует всех детей по очереди», говорит им ласковые слова. Дети рассаживаются.

Самомассаж : потягивания, растирания ладоней («ручки замерзли»), растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев («расческа»), легкие постукивания пальчиками одной руки по ладони другой («прыгают зайчики»), одну ручку в кулачок – постукивание по ладони другой («мишка ходит»).

Массаж с массажными мячами: «Игра с ёжиком» (см. предыдущие занятия) (жалеем ёжика – гладим, трем бока, разминаем, чешем, щекочем, катаем по столу с нажимом)

Детям раздаются листы с заданиями.

Ребята, сегодня к Ёжику прилетела в гости птичка. Её мы будем делать из чудо-кубиков. Какие стороны нам понадобятся?

Дети выполняют задание.