Игры на пк для религиозных фанатиков. О религии в компьютерных играх: смелость разработчиков против общественного мнения

Вместо эпилога

«Обезумевший китайский геймер приговорен к смертной казни за то, что убил друга, продавшего без его согласия виртуальный меч, которым они владели в многопользовательской ролевой игры Legend of Mir3».

«20-летний американец пустил себе пулю в лоб из 22-калиберной винтовки из-за потери виртуальных артефактов в популярной онлайновой игре EverQuest»

«В Великобритании, одурманенный игрой Manhunt 17-летний юноша заманил своего приятеля в городской парк и зарезал»

«В Туапсе подросток, из-за того, что родители отобрали у него клавиатуру компьютера, чтобы он не смог ночью играть в свою любимую игру «Готика», убил спящего отца, нанеся ему шесть ударов молотком по голове, а затем позвал мать и под страхом смерти заставил ее вернуть отобранную клавиатуру, после чего спокойно пошел доигрывать».

«В Питере молодому геймеру во время игры поступил приказ из виртуального пространства убить собственного отца: он нанес отцу несколько ударов ножом, один из которых оказался смертельным».

«Уфимский студент ранил ножом отца за то, что тот уже глубокой ночью вырвал провода из компьютера, не дав ему доиграть эпизод в World of Warcraft, а затем выбросился из окна и разбился насмерть».

«В Удмуртии подросток убил отца из-за компьютерной игры»…

Можно продолжать до бесконечности… Люди с головой погружаются в виртуальное пространство, однако уход из реального мира не остается бесследным для психического здоровья человека. И чем безумнее и агрессивнее игра, тем ощутимее удары по психике. Далеко не все выдерживают такой сумасшедшей нагрузки и ломаются. Последствия подобной ломки ужасны. Речь идет не только о жестоких убийствах и самоубийствах, которые совершают геймеры, лишенные виртуального наркотика. Широкую огласку получили трагические случаи, когда российский мальчик умер во время многочасовой компьютерной игры от инсульта, а китайская девочка - от истощения после многосуточной игры в World of Warcraft , причем в виртуальном пространстве геймерше устроили «крутые» виртуальные похороны… Эмоциональная сфера человека крепко связана с его физиологией, и поэтому болезненное увлечение компьютерными играми способно приводить к тяжелым соматическим заболеваниям. Об этом уже говорят ученые и врачи. Для кого-то решающими могут стать два-три года постоянной игры, для кого-то несколько месяцев.

Игровую зависимость, или игроманию, сегодня не напрасно сравнивают с наркотической. Эта беда, с которой очень непросто справиться. Некоторые психиатры, к примеру, утверждают, что требуются специальные подходы к ее лечению, отличные от подходов, используемых для лечения и реабилитации алкоголиков и наркоманов.

Число одержимостей растет, примером тому стала относительно «новая» одержимость от компьютерных игр, на которые подсели и продолжают подсаживаться тысячи, десятки тысяч. Естественно, что количество игр в связи с этим только увеличивается. Компьютерные игрушки, как и наркотики, приносят их производителям огромные барыши, которые напрочь затмевают им совесть. И это ставит производителей компьютерных игр в один ряд с наркобаронами. Для тех и для других жизнь человеческая - ничто, а деньги - все. Их бог - золотой телец, они ему поклоняются, они ему служат, принося в жертву своему кумиру отнюдь не свое здоровье и не свою жизнь, но жизни и судьбы молодых людей.

Компьютерная зависимость, как проблема неправильного воспитания

Люди разных каст и стран
Пляшут в круге бесконечном
Окружая пьедестал,
Окружая пьедестал!
Сатана там правит бал,
Там правит бал!
Сатана там правит бал,
Там правит бал!

Из арии Мефистофеля в опере Шарля Гуно «Фауст»

Человек не может стоять на месте, ему свойственно развиваться, и это внутреннее развитие, безусловно, откладывает отпечаток на всю сферу его деятельности. То есть человек еще и развивает все вокруг себя. Это естественный процесс, который и является причиной прогресса: научного, культурного, экономического, социального… Без прогресса невозможно движение вперед, а значит, невозможно полноценная жизнь (Жизнь - это движение). Однако прогресс должен быть контролируемым и по возможности максимально управляем , потому что в противном случае, он может запускать новые или сопровождать и поддерживать уже имеющиеся нежелательные, вредоносные, губительные для человека и общества процессы. К сожалению, нередко именно так и происходит. Возможно, поэтому и говорят, что сатана олицетворяет собой прогресс. Действительно, очень многие достижения науки, культуры открывают перед человечеством радужные перспективы, однако эти же достижения нередко начинают использоваться в далеко негуманных целях. Примеров тому можно привести массу. Самый яркий пример - замечательные открытия в физике, которые с одной стороны пошли на пользу человечеству, с другой стороны были взяты на вооружение военной промышленностью. Кино, театр, литература, безусловно, несут людям «разумное, доброе, вечное», учат любить. В то же время сегодня они ассоциируются с низкопробным, вульгарным развлечением, часто порочным, развращающем и разрушающем человеческие души.

Таким душевредным развлечением на сегодняшний день безусловно, являются компьютерные игры, являющиеся побочным эффектом интенсивной компьютеризации. Благодаря компьютеризации в значительной степени облегчается труд и обучение людей, эффективность их работы повышается в разы, для специалистов становится доступнее информация любого уровня, дальнейшая компьютеризация предвещает разработку и реализацию головокружительных проектов. Но она же становится сегодня серьезнейшей проблемой. Кибер-зависисмость - это непросто новое слово, это диагноз, который сегодня врачи могут поставить огромному числу наших соотечественников, преимущественно детей и подростков. Речь в данном случае идет и о компьютерных играх в том числе.

Они наводнили все кругом. Мало того, что в них можно свободно поиграть в любом компьютерном клубе, интернет-кафе, так к тому же дисками с играми завалены и прилавки многих даже неспециализированных магазинов, диски легко приобрести в метро, переходах, на улице. Любые компьютерные игры можно, наконец, скачать в интернете. А поскольку компьютеры сегодня есть практически в каждой семье, то найти компаньонов в сети и поиграть «онлайн» может позволить себе любой школьник. Интерес к компьютерным играм перерос в игроманию, которая, как настоящая эпидемия, разрослась сегодня до невиданных пределов, затронув почти все слои общества. Сегодня в компьютерные игры играют и стар и млад, играми «заряжены» компьютеры в редакциях, проектных институтах, коммерческих организациях, продовольственных базах, магазинах, гаражах и пр. Играют, не смотря на запреты руководства, обеспокоенного тем, что люди в рабочее время тратят время и силы не на работу, а на прохождение бесконечных уровней и уничтожение монстров…

Я абсолютно согласен с утверждением специалистов (например, неврологов) что некоторые компьютерные «игрушки» как нельзя лучше способствуют развитию реакции у пациентов, страдающих различными заболеваниями, в какой-то степени способны тренировать сердечно-сосудистую, нервную, мышечную системы. В частности, с этой целью современная медицина с большим успехом использует метод биологически обратной связи, который построен на использовании специальных компьютерных программ. Но наряду с этим в обиход вошло множество компьютерных игр, которые предназначены исключительно для развлечения и не несут никакой пользы.

Не все игры являются однозначно вредоносными. Есть, к примеру, и специальные развивающие игры, которые даже рекомендуются психологами и педагогами. Однако уверен, что все подобные «назначения» не являются панацеей, больше того, они, скорее всего, окажется бесполезными, если для достижения цели использовать только развивающиеся игры, отказавшись от комплексного подхода. Потому что истинное развитие происходит в познании реального, а не искусственного, виртуального мира и инструментом для познания не может служить электронная игрушка, какой бы совершенной она не была. Для этой цели существуют другие механизмы. И если слишком серьезное внимание уделять так называемым развивающим играм, то можно сильно просчитаться. Так, кандидат физико-математических наук иеромонах Адриан (Пашин) уверенно заявляет, что «даже так называемые «умные» игры не столько развивают интеллект, сколько закабаляют его. Они развивают лишь те стороны интеллекта, которые в жизни оказываются бесполезными, так как эти игры всегда помещают человека в сильно упрощенный мир, регулируемый несколькими четко сформулированными правилами, в то время как окружающий нас действительный мир ни в какой конечный набор правил втиснут быть не может. Эти игры не развивают творческую интуицию » ().

Это мнение священника и ученого. А вот мнение заведующего отделением Центра охраны психического здоровья детей и подростков Анатолия Григорьевича Мазура, которое он высказал в интервью известному отечественному психологу Татьяне Львовне Шишовой: «Компьютер искажает мышление ребенка, учит мыслить не творчески, а технологически. Есть задача, итог и комплекс средств, при помощи которых можно решить эту задачу. Все! Таким образом, мышление ребенка программируется, творческие способности не развиваются. Происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, человечность - то, что раньше всегда было присуще детям. Поэтому, на мой взгляд, для развивающегося ребенка компьютер вреден. Чем позже мальчик или девочка за него сядут, тем лучше». (). «Компьютерные игры разрушают интеллект, - подтверждает член правления Общества православных врачей Санкт-Петербурга, врач высшей категории Николай Федорович Жарков, - Ребенок приучается жить и действовать по инструкции».

Но даже относительно не опасные игры могут навести существенный вред, если на них по - настоящему «подсесть». А плотно подсаживается на «игрушку», по разным данным, от 10 до 15 процентов увлекающихся компьютерными играми! И начинается все с малого - всего лишь с интереса и первого опыта. И дело здесь не в возрасте. Прихожанин нашего храма рассказывал мне, что как-то вечером после работы решил поиграть в стратегическую «игрушку» на компьютере сына и… заигрался. В четвертом часу ночи проснувшаяся супруга фактически силой отогнала его от компьютера, потому что по его же словам, он готов был играть до утра. С тех пор он запретил себе даже притрагиваться к каким-либо то ни было компьютерным играм.

Это лишь подтверждает мнение врачей, что даже взрослые люди с, казалось бы, уже сформировавшейся психикой, могут стать компьютерными игроманами, так называемыми геймерами. Несколько лет назад один врач признался мне, что он - геймер. Днем еще держится, а все ночи напролет играет. На сон уходит два-три часа, затем он спешит на работу лечить людей (в полусонном состоянии!). Вечером отсыпается для того, чтобы ночью вновь погрузиться в виртуальный мир… На мой вопрос, не испытывает ли он желание «завязать», этот человек только плечами пожал. Жены у него нет, детей тоже, живет он один, а игра приносит удовольствие, хотя и сомнительное, конечно… Он понимает, что это зависимость, но бороться с ней пока (!) не собирается.

По словам врача-психотерапевта по игровой зависимости из Новосибирска Ирины Анатольевны Олейниковой, «как и любые другие зависимости, игровая зависимость от компьютерных игр (особенно, ролевых!) формируются исподволь, постепенно, и вот уже человек отмечает, что у него установился четкий ритм: игра после работы, игра после школы, игра в обеденный перерыв и т.д. А далее начинается период борьбы между естественным и зависимым образом жизни и, в случае поражения, происходит полное доминирование зависимого поведения». Сможет ли человек побороть разгорающуюся в нем страсть к игре, зависит от его воспитания, эмоционального состояния, образа жизни, его морально-нравственных ориентиров. Если человек изначально эмоционально подавлен, неудовлетворен собой, у него имеются коммуникативные нарушения, то вероятность, что он плотно подсядет на игру возрастает в несколько раз. «В конце концов, компьютерные игры становятся у таких людей стилем жизни, главной ее целью, они вытесняют реальное общение», - подчеркивает врач.

Самостоятельно выйти из этого состояния очень трудно. Врач-психотерапевт Ирина Олейникова говорит, что есть примеры, когда самозабвенное пристрастия детей, подростков к компьютерным играм проходило, и на этой почве вырастал серьезный профессиональный интерес к компьютеру, они становились успешными программистами, системными администраторами… Но, думаю, что это скорее исключение из правил. И уж точно интерес к игрушкам пропал у них не сам по себе, а кто-то очень помог им разобраться в проблеме и подсказал, что нужно делать, в каком направлении двигаться. Обычно, если игра засосала по-настоящему, вырваться из ее объятий нелегко. Но соглашусь с доктором: крайне важно не пропустить грань между простым увлечением и болезнью.

Болезнью!.. Говоря о болезни, врачи имеют в виду отнюдь не только патологическую страсть к компьютерным играм. Вот что рассказала об этом Директор Новосибирского ООО «Центр психического здоровья» Юлия Эдуардовна Максимова: « Кибераддикция (компьютерная зависимость) относится к нехимическим аддиктивным (зависимым) расстройствам. Но при наличии достаточного стажа при компьютерной зависимости, как и при любой другой, наряду с симптомами психической зависимости проявляются признаки физической зависимости, такие как снижение настроения, чувство тревоги, нарушение сна, отсутствие чувства отдыха после сна, головные боли, снижение аппетита, снижение либидо. Со временем у кибераддикта развивается социальная дезадаптация - потеря работы, семьи, сужение круга интересов, чувство безысходности. Всё это нередко приводит к развитию клинически выраженной депрессии. В таких случаях наряду с психотерапевтическим воздействием необходима консультация психиатра».

Компьютерные игры, вернее глубокое погружение в них, наносят вред и взрослым, и детям. Но прежде всего, детям, потому что они находятся в стадии развития и любое деструктивное вмешательство в этот процесс чреват серьезными отклонениями, которые могут сказаться в будущем, независимо от того, будет ребенок продолжать играть, или остановится. Врачам известно, что отрицательные последствия некоторых функциональных нарушений или соматических заболевания дают знать о себе спустя годы, и тоже самое происходит при компьютерной зависимости. Самый опасный возраст, в котором дети особенно часто «подсаживаются» на игру - 12-15 лет.

Следует отметить, что степень поражения психики ребенка, чрезмерно увлекающегося компьютерными играми, во многом зависит не только от изначального его психического состояния, но и от того, в какую именно игру он играет. «Спокойные» игры в меньшей степени влияют на психическое состояние детей, активные, зачастую агрессивные - в большей. То, что жесткие ролевые «игрушки» с погоней, стрельбой и кровью развивают в детях агрессивность - доказанный психологами и физиологами факт. За рубежом раньше начали проводить такие исследования, у них накопился соответствующий опыт, полученные результаты достоверны, они показывают, что уровень агрессивности у школьников, играющих в «крутые» ролевые игры в значительной степени превышает уровень агрессивности их сверстников, не увлекающихся подобными «игрушками».

Врач-психиатр Центра охраны психического здоровья детей и подростковРуслан Марсельевич Гусманов рассказывает: «Практически все подростковые ролевые компьютерные игры построены на агрессии и убийствах. А ведь ролевая игра не простое развлечение. В таких играх быстро усваиваются модели поведения. Поэтому в ряде стран детям до 18 лет запрещено играть в некоторые особо агрессивные компьютерные игры, так как они могут подвигнуть незрелую, неразвитую личность на реализацию агрессивных импульсов уже не в игре, а в жизни». К чему это может привести, даже страшно представить.

Доктор Николай Федорович Жарков, член правления Общества православных врачей Санкт-Петербурга, утверждает: «Виртуальная реальность компьютерной игры становится ближе для ребёнка, чем реальная жизнь; реальность становится чуждой, опасной и непознаваемой по сравнению с небольшим и знакомым миром любимой игры. Один игровой подросток так описывает отчуждение от окружающего мира и бегство в виртуальную реальность: «Когда я встаю из-за компьютера и выхожу на улицу, мне не хватает оружия, которое есть у меня в игре. Без него я чувствую себя беззащитным…» (http://www.sobor-spb.ru / ).

Известно отношение почившего Патриарха Алексия к компьютерным играм, которые, по его словам «пропагандируют культ насилия, убеждают нас, что человеческая жизнь ничего не стоит». «Компьютерные игры, - говорил он, - столь популярные среди детей, с малых лет приучают их мысли о том, что убийство - это вполне обычная вещь. А когда мы слышим, что подростки, даже девочки, зверски расправляются со своими сверстниками, нас это ужасает, мы не можем понять, откуда в них эта жестокость».

В последнее время все чаще приходиться слышать о совершенно бессмысленных кровавых убийствах, совершенных подростками. …Семнадцатилетний подросток из американского штата Огайо открыл огонь из отцовского пистолета по родителям за то, что они отобрали у него диск с игрой Halo 3, в которой геймерам нужно сражаться с пришельцами. Мальчик украл у отца ключи от сейфа, где лежал диск с игрой, а также девятимиллиметровый пистолет. Он взял оружие, зашел в комнату к родителям и расстрелял их в упор. Мать подростка погибла, отец получил тяжелое ранение в голову, но остался в живых. Подросток вложил пистолет в руку отца, чтобы оправдать себя, а сам сбежал с места преступления, взяв с собой только самое дорогое - диск с игрой.

Четырнадцатилетний американский мальчик расстрелял в школе своих сверстников - троих убил, пятерых ранил. Позже двое юношей 17-ти и 18-ти лет, тоже американцы, взорвали в школе несколько мин, а потом начали расстреливать разбегающихся учеников из охотничьих ружей. Они убили двадцать человек, а когда приехала полиция, застрелились. При обыске полиция нашла у них в доме жесткие батальные игры с участием монстров, инопланетян и прочей нечисти. Кроме того, как оказалось, все они были завсегдатаями известных порно-сайтов, регулярный просмотр которых беспощадно треплет неокрепшую психику молодых людей.

А вот и самый «безобидный» случай: первоклассник угнал у отца машину и покатил по оживленной магистрали, при этом пытался активно маневрировать. Потом выяснилось, что ребенок, оказывается, был большим поклонников виртуальных ралли.

А теперь давайте вернемся к нечисти. В последнее время появились игры, в которых задействованы бесовские персонажи с главным героем - сатаной. При этом сам играющий, по своему желанию, может встать на сторону как сражающихся с бесами, так и самих бесов. Но независимо от того кого выберет игрок - демонов или «добрых ангелов», он соприкасается пусть и с виртуальным, однако же, все-таки бесовским миром. Святитель Игнатий Брянчанинов сказал, что если мы даже невольно обратим свое внимание на дьявольские вещи, это так или иначе коснется нашей души. Вспоминаются слова доктора медицинских наук, врача-невролога, профессора иеромонах Анатолия (Берестова), который недавно предупреждал, что демонические компьютерные игры подготавливают подростка к восприятию сатанизма и кабалистики как нормальной реальности жизни». Так и хочется добавить: «…реальной жизни, которой, юные геймеры не боятся!» Предупреждение преподобного Серафима Саровского о том, что, будучи сотворены с силой и свойствами Ангелов, бесы обладают для человека и для всего земного невообразимым могуществом, не воспринимаются подростками адекватно. Ведь они уже не раз встречались с бесами на виртуальном поле боя и привыкли к мысли, что с ними можно справиться или, по крайней мере, улизнуть. В одной из статей о сатанинских компьютерных играх я прочитал, что такие игры воспитывают в подростках запанибратское отношение к сатанизму. И с этим утверждением сложно не согласиться. Нужно ли говорить, насколько серьезную опасность представляет это для души подростка?

«Самое опасное - это то, что компьютерные игры убивают в детях духовность и располагают впоследствии к оккультным занятиям», - утверждает иеромонах Адриан (Пашин). Сатанинские ролевые компьютерные игры обязывают играющего принимать на себя роль компьютерного персонажа, т.е. беса. И если даже обычные, неролевые компьютерные игрушки при злоупотреблении ими способны вызывать психологическую зависимость, то ролевые игры, требующие от играющих примерять на себя различные личины, особенно бесовские, тем более опасны для психики. По признанию одного из игроков, игравшего в массовую (отмечу, не демоническую) онлайновскую ролевую игру в течение трех недель, он - цитирую: «деградировал во всех отношениях - какое-то отупение приходит, когда возвращаешься в реальный мир. Бывает, читал, что так привяжешься к своему вымышленному персонажу, что начинаешь ассоциировать себя с ним. Думаю, что у меня этого не было, но что-то пободное уже начало происходить». Почувствовав неладное, этот человек, по его же утверждению, перестал играть. Но многие не смогли найти в себе силы отказать себе в этом сомнительном удовольствии. Врач-психотерапевт Иркутского психотерапевтического центра Александр Мантахаев в интервью корреспонденту местной газеты сообщает: «Путей ухода от реальности множество — от алкоголя, наркотиков до увлечения игровыми автоматами и компьютерными играми. Компьютерные игры, зависание в Интернете и ролевые игры живого действия (так называемые полевые игры) для кого-то не больше чем развлечение. Но люди с неустойчивой психикой могут попасть в игровую зависимость, а в случае с ролевиками (в данном случае имеются в виду все те же полевые ролевые игры) — еще и застрять в каком-нибудь образе. Например, девушка, сыгравшая королеву, может постоянно позиционировать себя как высочайшую особу. А у человека, однажды вошедшего в образ вампира, может появиться реальное желание пить кровь» (http://pressa.irk.ru/sm/2006/12/003001.html.). Но такое же прочное вхождение в образ может произойти и у компьютерного ролевика. Доктор Мантахаев утверждает, что если не обращать внимания на происходящее и думать, что ситуация разрешится сама собой, игровая зависимость приведет к полному отторжению реального мира, а застревание в образе может затянуться на долгие годы. Кроме того, просидев за компьютером целый день (хотя известно, что играют, не отрываясь от экрана сутки и более), игрок с помутившимся сознанием может перенести виртуальное поле битвы во двор, на соседнюю на улицу, и тогда его противниками станут не ужасные монстры или бесы, а прохожие…

Заведующий отделением Центра охраны психического здоровья детей и подростков Анатолий Григорьевич Мазур рассказал о восемнадцатилетнем пациенте, который, «зависнув» на какой-то военной стратегической игре, впал в психотическое состояние. «Пришлось его лечить как настоящего больного», - признался Анатолий Мазур. По его словам, проблема компьютерной зависимости в последний год стала отчетливо выраженной. Патология явно нарастает. Отделение, которое возглавляет этот доктор, рассчитано на шестьдесят коек. Из них более трети пациентов - жертвы компьютерных игр. Это дезадаптированные дети, полностью «вышибленные» из жизни, у них не осталось других интересов, кроме игры. Она стала для них как наркотик для наркомана, считает доктор.

Специалист С.-Петербургского Психолого-педагогического медико-социального центра «Развитие» Алла Панфилова подтверждает, что масштабы компьютерной зависимости среди подростков будут расти, еще и потому, что компьютеры становятся все более доступными. Компьютерная зависимость не слишком отличается от наркотической или алкогольной. Главное отличие, по мнению питерского психолога, - это более «положительный» имидж пристрастия к компьютерным играм. О наркомании и алкоголизме много говорят, подростки, как правило, осведомлены об их неприятных последствиях. В то же время, компьютерная зависимость имеет «ореол креативности», ее последствия не очевидны, социально она не осуждается. Однако, по мнению Панфиловой, именно этот вид подростковой зависимости может преобладать в будущем.

Недавнее исследование, проведенное специалистами одного из одного из американских университетов, показало, что молодые люди, часто играющие в видеоигры, связанные с насилием, склонны к употреблению наркотиков и алкоголя. В частности, была выявлена четкая взаимосвязь между большим количеством часов, проведенных за видеоигрой, и более частым употребление алкоголя и наркотиков. Вот как прокомментировал это петербургский священник, кандидат педагогических наук Алексий Мороз. «Если из алкогольной, наркотической зависимости, - сказал он, - человека со временем еще можно как-то вытащить, можно привести его к нормальному восприятию существующей действительности, то в игровой зависимости происходит глобальное изменение внутренней структуры души человека. Он не просто убегает от мира в виртуальную реальность, он начинает жить по ее законам и принципам. Здесь происходит развитие таких страшных качеств, как гордость, эгоизм, эгоцентризм, внутреннее самопогружение, равнодушие к чужой боли и чужим страданиям». «Компьютерно-игровая зависимость - это самый страшный и тяжелый вид зависимости», - подчеркнул священник. (http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=181483)

Почему компьютер так притягивает детей, почему дети становятся зависимыми от компьютерной игры? Один мой знакомый, задавший этот вопрос, вспоминал свое детство: «Мы часами играли в индейцев и «бледнолицых собак», менялись ролями, лазали по стройкам и старым домом, прыгали с крыш, делали луки, наконечники для стрел, пращи и деревянные ружья, стреляющие металлическими пульками, доходило порой и до травм. Однако же при этом не теряли рассудок!» Но в том-то и дело, что все дворовые игры происходят в реальном мире, мальчишкам нужно рассчитывать на свои собственные силы, учиться правильно оценивать ситуацию, не воображаемую, а происходящую на самом деле, адекватно реагировать на жизненные, а не запрограммированные кем-то обстоятельства. Им нужно учиться жить, а не играть. В виртуальной игре все не так, все понарошку, но проблема в том, что, погрузившись с головой в виртуальный мир, они это понарошку со временем начинают восприниматься как реальное событие.

Вот что говорит по этому поводу доктор медицинских наук, заведующим кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и клинической психологии Российской медицинской академии постдипломного образования, президент Фонда социальной и психической помощи семье и детям Юрий Степанович Шевченко: «Прежде всего, он (компьютер) дает все те эмоции, которые может, но не всегда дает ребенку жизнь. Это широчайший спектр - от положительных эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. И все это можно испытать, не двигаясь с места! Есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка - как бы аналог волшебной палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. У ребенка создается иллюзия овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно засасывает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность, детей, которым в силу тех или иных причин не удается идти в жизни по пути, так сказать, «радостного взросления». http://www..htm

Далее хочу привести фрагмент интервью православного психолога и публициста Ирины Яковлевны Медведевой с игуменом N. Он сказал: «Ошибка в игре (компьютерной) не приведет к ссадине на коленке или разбитому носу. Расстреливая на экране противника, можно чувствовать себя вполне комфортно и защищено. Жалости и сострадания не возникает, наоборот - они полностью подавляются ощущением своей значимости, своего могущества, ощущением себя почти сверхчеловеком! Важно отметить, что хотя все эти ощущения иллюзорны, они чрезвычайно впечатляют, повышают эмоциональный градус, а потому накрепко отпечатываются в сознании ребенка. … Компьютерная игра сильнейшим образом воздействует именно на эмоциональную сферу ребенка, формирует личность мощно и почти необратимо, то есть фактически зомбирует человека, вводя в его сознание жесткие стереотипы поведения… Кого воспитывают эти игры? Отвечу: беспринципного эгоцентрика, апатичную, бездумную и асоциальную личность, которая желает только наслаждаться, и не понимает: зачем нужно работать, иметь семью и быть за нее ответственным, зачем защищать свою страну, свой народ. Такие персонажи становятся сегодня массовым явлением в молодежной среде». И далее: «Нельзя не заметить, что компьютерная игра, в отличие от подвижной или интеллектуальной игры со сверстниками, позволяет освободиться от всех нравственных норм. Важен только результат, важны очки. Всё другое второстепенно и несущественно. Нравственные принципы превращаются в ненужный анахронизм» ().

Кстати, по словам психолога Татьяны Львовны Шишовой, в Москве есть Центр коммуникативных исследований, сотрудники которого занимаются изучением компьютерных игр. Так вот они пришли к выводу, что современные игры преднамеренно моделируют девиантное, деструктивное поведение.

«Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы с уверенностью заявить о том, что речь идет о целенаправленных и продуманных механизмах подавления личности с целью наиболее эффективного управления (манипулирования), - утверждает психолог лицея Новосибирского государственного технического университета Татьяна Эдуардовна Тверье. - Кому это надо? Вопрос, который компетентны решать иные специалисты»…

«Психологи всех мастей и рангов, - говорит Татьяна Тверье, - уже неоднократно подчеркивали саморазрушительность аддиктивного поведения, делающего человека рабом, а потом и заложником, иной реальности. Схема очень проста: если в погоне за удовольствиями и безумными целями, личность полностью делегирует всю себя чему-то вымышленному, виртуальному, то это с неизбежностью означает отказ от себя по частям и, как следствие, утрату целостности и гибель. Возможно, суррогатное поведение - есть подсознательное стремление к саморазрушению, отход от реальной жизни и, в конечном счете, некоторый вариант антижизни. С психологической точки зрения к антижизненным вариантам поведения ведут недостаток эмоций, фанатичная увлеченность чем-то одним - все то, что психологи и называют «социальным слабоумием»«. По словам Тверье, мы сейчас как раз и переживаем эпидемию «социального слабоумия» и являемся свидетелями всех отрицательных явлений, с нею связанных.

«Условно говоря, - объясняет Тверье, - посредством чудовищной духовной мутации человек разумный превращается в человека зависимого. «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2, 19), - свидетельствует Апостол Петр. Это - незыблемое правило. Свобода духовно зрелой личности определяется ее собственным отношением к происходящим событиям, а свобода духовно слабого человека зависит от «длины его цепи» - той цепи, на которую он вольно или невольно себя посадил».

Основополагающий фактор игровой зависимости, считает новосибирский психотерапевт Ирина Анатольевна Олейникова, - это особенности характера плюс воспитание. Подвержены зависимости (и не только игровой) те, у кого не сформирована система ценностей, нет привычки контролировать свои эмоции. Профилактика для детей и подростков начинается, прежде всего, в семье , отмечает Ирина Олейникова. Родители должны проявлять неподдельный интерес к жизни, интересам, проблемам ребенка. Помочь определиться с наклонностями по интересам, организовать для него высокую занятость в спорте, музыке, прочих делах. Как это ни банально, но безделье рождает проблемы, уверена врач.

Священник Алексий Мороз говорит о том, что компьютерная зависимость чаще всего наблюдается в семьях, где отсутствует духовная атмосфера, где нет внутреннего мира, но есть недостаток внимания и дефицит любви. «Если ребенка в семье не замечают, с ним мало общаются, то он убегает в виртуальную реальность и там получает компенсацию, удовлетворение, признание. Поэтому, чтобы излечиться от этого, необходимы изменения внутри семьи. Надо изменить духовную атмосферу, научиться относиться друг к другу со вниманием, любовью. Только при этих условиях возможно добиться каких-то изменений», - уверен отец Алексий.

В большинстве случаев компьютерная, интернет - или игровая зависимости возникают на фоне срытой или явной неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым. Эти состояния зачастую являются следствием неполноценно развитой, (в духовном смысле) или духовно неразвитой, нецеломудренной личности. «Добродетель целомудрия, проповедуемая Церковью, является основой внутреннего единства человеческой личности, которая должна пребывать в состоянии согласия душевных и телесных сил», - так записано в Основах социальной концепции РПЦ. Следует обратиться к истокам, когда зрелая личность начинала формироваться еще в семье, уточню - в патриархальной семье, в которой сохранились глубокие традиции, основанные, прежде всего, на вере отцов, на вере Православной, на вере культурообразующей, как доминанте воспитания. «Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви, - говорится в Основах социальной концепции РПЦ. - Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожалению, во многом способствует уклад жизни современного общества». И компьютерные игры, приводящие к зависимости, начинают играть в этом не последнюю роль.

К сожалению, практически все специалисты признают, что защитить сегодня от кибермании наших детей невозможно никаким другим способом, кроме как правильного, целостного воспитания прежде всего внутри семьи. Именно в семье начинает формироваться тот самый духовный иммунитет, который наиболее полно защищает ребенка от вредных для души современных веяний, отвращает от пустых и греховных занятий. Беда в том, что современная семья, воспитанная на телевизионных программах, не может дать ребенку такого воспитания. А если и сможет, то стоит ребенку выйти на улицу, как он оказывается во власти совершенно иных явлений, чуждых его нравственному состоянию, но навязываемых обществу и принимаемым этим обществом. Авторитет родителей может быть незыблем, однако столкнувшись совершенно с иной жизнью, в которой, оказывается, можно все! ребенок начинает жить по принципу «и нашим, и вашим». И вот здесь свое слово должна сказать школа. Воспитание должно проходить и в учебных заведениях, и в семьях. Снова и снова! мы говорим о необходимости преподавать в школах культурологический - подчеркиваю! - культурологический предмет Основы Православной культуры, изучение которого не только помогает в воспитании, но и еще образовывает человека, возвращает его к истокам, укрепляет его духовный фундамент, повышает нравственный потенциал.

«Мы должны совмещать образование с воспитанием и воспитывать достойных граждан нашей страны, которые любили бы свою Родину, знали бы свою историю, были бы патриотами», - говорил покойным Патриарх Алексий, выступая на одном из ежегодных собраний Российской академии образования, членом которой он являлся. По его словам, образование и воспитание - «это два крыла, которые делают человека человеком с большой буквы».

Я обращаюсь к родителям, дети которых играют в виртуальные игрушки: пока не поздно, обратите самое серьезное внимание на их опасное увлечение. Посмотрите, в какие именно игры они играют! И если это окажется какими-то «страшилками», «стрелялками», немедленно принимайте меры. Я обращаюсь к педагогам, психологам, врачам: рассказывайте детям о негативных последствиях игры на компьютерах, приводите больше примеров разрушения психики подростков в результате чрезмерного увлечения виртуальным миром. Я обращаюсь ко всем людям, которым не безразлично психическое здоровье наших детей: оградите подрастающее поколение от агрессивных компьютерных игр. Если нужно, создайте специальную комиссию, которая бы провела исследование на рынке компьютерных игр по выявлению из них наиболее опасных, разрушительных. И если по каким-то причина не представляется возможным запретить некоторые из них, то, по крайней мере, потребуйте, чтобы на этикетке диска стояла предупреждение о возможной опасности, которая исходит от таких «игрушек».

Совершенно ясно, что без помощи государства нам этой задачи не решить. Наше правительство должно оказывать полную и всестороннюю поддержку в воспитании и образовании подрастающего поколения. Эта поддержка заключается не только в финансировании социальных и учебных программ, но и в жестком ограждении населения, особенно молодежи от вредоносных веяний современной жизни - проституции, наркомании, алкоголизма, игромании. Однако этого не происходит. Руки не доходят? Больше того, на фоне этих глубоко порочных явлений происходят более изощренные вещи: на глазах у того же государства насаждаются

  • толерантность, которая, в частности, предлагает узаконить половые извращения и дать все права тоталитарным сектам;
  • ювенальная юстиция, по сути, отправляющая родителей в отставку и примеряющая на себя их роль в воспитании детей;
  • сексуальное просвещение, призванное на самом деле развращать детей, а также пропаганда абортов и «грамотной» (слово-то какое!) контрацепции среди молодежи;
  • гламурный образ жизни, чтобы детям было к чему стремиться;
  • реклама пива, презервативов;
  • низкопробные развлекательные телевизионные передачи, понижающие культурный уровень населения, растлевающие народ;
  • оккультизм (астрология, медитация, йога, демонические компьютерные игры, сатанинские книги типа «Гарри Поттера» и пр.) с целью зародить в людях нездоровый интерес к потусторонним, то есть бесовским силам.

У правительства немало важных вопросов, многие из которых должны быть решены в кратчайшие сроки. От скорости принятий правильных решений будет зависеть финансовое, экономическое положение государства. Но разве духовно-нравственное состояние народа, населяющего эту страну, не является самой важной, самой насущной задачей, на решение которой В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ должны быть брошены все силы? Необходимо понять, что без полноценной государственной поддержки один предмет ОПК кардинально не изменит ситуацию. Также как не изменит ситуации и воспитание в семье, поскольку, как я уже говорил, и сами-то взрослые потеряли из виду нравственные ориентиры. Нужно, чтобы правительство грамотно оценило происходящее, правильно расставило приоритеты и начало совместно с Русской Православной Церковью, имеющей огромный опыт духовного воспитания, широкомасштабное наступление и на бездуховность, и на безнравственность, царящие в нашем обществе. Другого пути у нас просто нет.

Власти Малайзии запретили популярный сервис для скачивания Steam из-за компьютерной игры, в которой между собой сражаются божества различных религий. На такую меру правительство этой страны пошло по просьбе духовенства. О том, какие компьютерные игры и в каких странах запрещены по религиозным соображениям, — в материале РИА Новости.

Серия Call of Duty

Когда разработчики популярного шутера решили переключиться с тематики Второй мировой войны на современность, то, наверное, не ожидали, что окажутся в центре скандала.

Сначала гнев мусульман вызвала Call of Duty: Modern Warfare, где на одной из карт для сетевой игры можно обнаружить Коран. По этой причине игру запретили в Саудовской Аравии.

Еще одну игру серии — Call of Duty: Black Ops — запретили в ОАЭ. Причем по той же причине: из-за наличия Корана в одной из локаций.

Этим летом против Call of Duty: Modern Warfare ополчились в Турции. Причиной гнева верующих стало вовсе не наличие священной книги ислама, а то, что игрок в принципе убивает мусульман. Впрочем, популярная "стрелялка" там пока еще разрешена.

© Activision Publishing


© Activision Publishing

Rise of the Tomb Raider

В игру про расхитительницу гробниц Лару Крофт Rise of the Tomb Raider не получится поиграть в Саудовской Аравии. Дело в том, что в одном из эпизодов главная героиня занимается поиском гробницы пророка Мухаммеда. Королевский Национальный совет по СМИ счел это оскорбительным для верующих.

Вообще, Саудовская Аравия больше всех остальных стран запрещает видеоигры как раз по религиозным мотивам. Например, ее властям не понравились игры God of War и Dante’s Inferno лишь потому, что там изображены божества античной мифологии, а также из-за постоянного упоминания в них слова "бог".

А вот игру Darksiders, сюжет которой базируется на христианской книге Апокалипсис, запретили в королевстве за "несоответствие обычаям и традициям" мусульман.

© Ziff Davis


Pokemon Go

В прошлом году много шума по всему миру наделала ловля виртуальных монстров в различных общественных местах. В ряде стран, в том числе и в России, представители духовенства крупнейших конфессий единодушно призывали не играть в Pokemon Go в культовых сооружениях.

Эту игру как "противоречащую исламу" запретили в Малайзии, Пакистане, Индонезии, Египте и Саудовской Аравии. Также в нее нельзя играть в Иране, но "из соображений безопасности", а не религии.

Pokemon Go чуть не запретили еще до официального выхода в Индии. В сентябре прошлого года в верховный суд индийского штата Гуджарат обратился местный житель Алай Анил Давэ, который назвал богохульством возможность играть в нее в храмах.

"Люди, играющие в эту игру, получают очки в форме яиц, которые нередко появляются в молитвенных домах различных религий. Обнаружить яйца в индуистском или джайнском храме кощунственно, поэтому мой клиент добивается запрета игры во всей стране" — так обосновал позицию представитель истца, который исповедует индуизм. Речь шла о том, что в храмах нужно молиться, а не собирать виртуальные очки.

В итоге суд уведомил правительство Индии и создателей игры, что "чувства верующих задеты". Однако, несмотря на это, Pokemon Go все же вышла в Индии в декабре 2016 года.

© Nintendo


Серия Grand Theft Auto

Основной причиной, по которой GTA запрещают в различных странах мира, является чрезмерная жестокость. В мусульманских странах те же GTA: San Andreas и GTA 5 запрещают из-за "харама" — недозволенного в исламе.

Власти Малайзии и Саудовской Аравии посчитали недопустимым наличие в играх GTA сцен с наркотиками и сексом. По той же причине в этих странах запрещены такие игры, как The Wither 2, Mafia, Godfather 2, и многие другие.

© Rockstar Games


Как стало известно, неугомонный православный активист Дмитрий «Энтео» Цорионов призадумался над тем, а не . Якобы, игра эта «поглощает миллионы душ». По этому поводу мы решили вспомнить несколько богоугодных игр, которым подобные запреты явно не грозят.

Bible Adventures

Начнем с игры с названием, говорящим самим за себя. Итак, если вы хотите сыграть во что-нибудь сильно напоминающее Марио, но с Моисеем или Ноем в главных ролях – выбирайте Bible Adventures. Игра впервые увидела мир в 1991 году и была ориентирована на владельцев Nintendo. В 1995 её переиздали для Sega. Состоит игра из трех частей, в которых игрок сможет построить Ноев ковчег, вырастить Моисея и победить Голиафа. Что интересно – найти её можно было в специализированных христианских магазинах. Но изолированность от грешного мира не помешала Bible Adventures попасть в список самых неудачных игр в истории. Критики разнесли игру в пух и прах за скудность и однообразность геймплея, который, по их словам, повторялся от уровня к уровню.

Упоминая о BibleAdventures невозможно обойти стороной тот факт, что создана игра была американскими христианскими разработчиками WisdomTree . С того времени они сильно продвинулись вперед и теперь в их арсенале – игры для Windows 7 и 8. И хотя продукты WisdomTree не отличаются привлекательной графикой или замысловатой логикой игры, не заметить эти игры просто невозможно. Только вчитайтесь в название – Jeesus in Space или Bibleman! Судя по всему, у геймдизайнеров WisdomTree фантазии – хоть отбавляй.

Left Behind:
Eternal Forces

Еще одна христианская игра, обойти вниманием которую просто невозможно. В 2006 году ей представила компания-разработчик InspiredMediaEntertainment , которая опять-таки специализируется на играх о религии. События в этой стратегии разворачиваются на улицах Нью-Йорка – самого грешного города на Земле (эй, а как же Лас-Вегас?). Задача игрока – спасти от невежества людей, бродящих по городу, и приобщить их к вере. Само собой, вся эта неразбериха происходит на фоне приближающегося конца света. Хаос и бардак контролирует организация под названием Global Community (что-то издалека напоминающее ООН). Кроме них, в игре можно встретить также ангелов, демонов и четырех всадников Апокалипсиса. И хотя логика Left Behind гораздо увлекательнее, чем у большинства христианских игр, геймеры на форумах часто жалуются на программные ошибки и, что вполне предсказуемо, угловатую графику.

The Shivah

Игра The Shivah: kosher edition - одногодка Left Behind: Eternal Forces. Но сюжеты, как и геймплей, у них разняться кардинально. Так, создатели TheShivah не поленились добавить в игру много денег, кулачные бои, кровь и даже убийства. В центр разборок поставили раввина Стоуна. Именно ему досталась немалая сумма денег от человека, которого незадолго убивают. Подозрения полиции падают, само собой, на раввина. Сюжетную линию можно было бы сочти тривиальной, если бы не щедрая порция сатиры, которой создатели приправили игру. Например, во время диалогов раввин может дать утвердительный или отрицательный ответ. А еще – ответить вопросом на вопрос. Не скупились создатели и на использование иудейской символики. В результате, сегодня всю эту прелесть можно скачать с Google Play/AppStore и узнать, в конце концов, как же поступил раввин с полученными деньгами.

Catechumen

Не обделили христианские разработчики и поклонников шутеров. Catechumen – продукт N"LightningSoftwareDevelopmentInc. – еще одной компании, занимающейся выпуском религиозных игр. Правда, разгуляться тут негде – в шутере напрочь отсутствует кровь и жестокость. События игры происходят в Риме эпохи Нерона. Задание главного героя, вооруженного ангельским мечём, – спасти от смерти заточенного в катакомбах пастыря. Пожалуй, самым интересным элементом игры выступает именно меч, который испускает лучи святого духа. С их помощью главный герой превращает римских солдат в праведных христиан. И если крови в игре не сыщешь, то оторваться можно на демонах. По сюжету, они бесследно дематериализуются под действием все того же ангельского меча. В общем, Catechumen – игра либо для детей, либо для взрослых, которые все еще наивно верят в вечную победу добра над злом.

The Binding of Isaac

В мире христианских игр нашлось местечко и для инди-разработчиков. ThebindingofIsaac – прекрасный тому пример. В центре сюжета – жертвоприношение Исаака, которого он, само собой, пытается избежать. В результате главный герой попадает пещеру с множеством комнат. Задание Исаака – преодолевать различные помещения, продвигаясь таким образом на следующий уровень. Кроме мелочных врагов, на каждом этапе герою предстоит победить так называемого босса. Интересно, что имя каждого из них характеризует человеческие грехи и слабости – и Алчность, и Похоть, и Гордыня и много-много других знакомых нам изощрений.

Одним из самых интересных элементов геймплея является возможность управлять несколькими персонажами. Их Исаак может разблокировать по ходу продвижения про игровым уровням. Таким образом, у игрока появляется возможность сыграть и за других библейских персонажей – Магдалину, Каина, Иуду и других.

Устройство Храма

Ну и для самых изощренных геймеров – игра Устройство Храма . Главный герой – маленький славянский мальчик. Он в недоумении блуждает по православному храму. По мере прохождения игры, ему навстречу выходят и звонари, и уборщицы. С ними мальчик может поздороваться, разговориться о том, что такое паникадило, к примеру. Конечной цели у этой игры нет. И в те моменты, когда геймеру игра может показаться однообразной, вдруг из ниоткуда возникает голос самого Валерия Золотухина! Мотиватор, конечно, сомнительный. Но согласитесь – задумка весьма нетривиальна. Впрочем, как и вся эта обучающая чудо-игра.


Мытарства

Детище отечественных разработчиков, призванное подготовить грешную душу игрока к мытарствам - испытаниям в загробном мире, по итогам которых решится ключевой вопрос: в ад или в рай. Суть игры проста: нужно всего лишь честно отвечать на все задаваемые вопросы, многие из которых, впрочем, могут вызвать состояние, емко описываемое теми же игроками в Доту словом «бомбануло». Особенно, если представить, что все ваши честные ответы записываются, складываются в папочку и передаются куда следует... Впрочем, если вы не склонны к конспирологической паранойе, можете смело проверить себя на чистоту помыслов и поступков.

Отдельное внимание стоит уделить арту: он просто нереально крутой и действительно пугающий, как будто Сальвадор Дали, Клайв Баркер и Джон Тотлбэн («Hellblazer») закинулись кислотой и начали совместный творческий проект.


Если же вы вдруг захотите стать частью индустрии создания христианских видеоигр и узнавать последние новости из этой отрасли, идти стоит не в церковь, а на специальные сайты (да-да, есть и такие). К примеру, можно подписаться на страничку

За последние годы игры перестали быть простым средством развлечения. Сегодня они играют гораздо более серьезную роль, затрагивая в своих сюжетных линиях политику, социальные проблемы и религию. И если уж говорить о религии в частности, то она всегда являлась камнем преткновения между отдельными людьми, конфессиями и даже народами. А если учесть, что в компьютерных играх религия, порой, трактуется разработчиками очень смело, то и общественное мнение бушует по этому поводу отнюдь не тихо.

Недавно докторант Грег Перро из школы журналистики университета Миссури сделал вывод, что многие игры нового поколения приравнивают религию к насилию: «В играх религия не только выглядит жестокой, но и создает проблемы, которые предстоит решить главному герою, который либо воюет с религиозными фанатиками, либо сам страдает от нарушения заповедей».

А сделал Перро такие выводы после исследования пяти игр, в которых так или иначе есть упоминание о религии: «Mass Effect 2,» «Final Fantasy 13,» «Assassin’s Creed,» «Castlevania: Lords of Shadow» и «Elder Scrolls: Oblivion». Перро обнаружил, что все эти игры искажают роль религии, сопоставляя ее с насилием. «В большинстве этих игр акцент делается либо на рыцарей-тамплиеров, либо на участников религиозных миссий и походов», - говорит Перро.


Но если в этом случае всё закончилось только лишь выводами, то в 2001-м году один из самых, казалось бы, безобидных проектов подвергся жесткой репрессии. Верховный комитет научных исследований и исламского закона Саудовской Аравии запретил детскую компьютерную игру Pokemon японской компании Nintendo. Власти страны усмотрели в «Покемоне» пропаганду сионизма и азартных игр, запрещенных исламом. Кроме Саудовской Аравии, игру пытались запретить в Мексике, Словакии и Турции. Пикачу тогда не на шутку расстроился.


А вот совсем недавно, в 2013-м году, религиозный конфликт вспыхнул вокруг BioShock: Infinite. Креативный директор игры, Кен Левин, согласился подкорректировать религиозные темы в игре, чтобы успокоить команду разработчиков. Как оказалось, некоторые члены команды чувствовали себя некомфортно, работая с альтернативными религиями.

Тогда Левин признался, что не собирался ничего вырезать из сюжетной линии BioShock: Infinite, несмотря на то, что это может кого-то оскорбить. Но изменения сделать пришлось, оставив сюжет прежним. По словам креативного директора, ему пришлось изменить одного из персонажей игры после общения с одним очень набожным членом команды.

В целом, религия в BioShock Infinite частично заимствует символы христианства (например, образ агнца) и мотивы таких его течений, как, например, баптизм. Жители Колумбии, как и баптисты, являются сторонниками водного крещения, но при этом не разделяют веры в Иисуса Христа. В летающем городе почитают отцов-основателей США и пророка Захарию Комстока. Из-за этого религия Колумбии больше всего напоминает мормонизм. И если уж объяснять всю эту запутанную историю до конца, то необходимо сказать, что реальный основатель мормонизма, Джозеф Смит-младший, рассказывал, что в четырнадцать лет к нему явился ангел и показал, где найти древние рукописи, которые затем послужили основой для книги Мормона. В BioShock Infinite Комсток точно так же утверждает, что ангел послал ему видение города, парящего в небесах. Смит пообещал своей пастве, что уведет ее в Новый Иерусалим под названием Сион, тогда как Захария Комсток дал людям слово забрать их на летающую Колумбию, подальше от «Содома внизу». Мормоны молятся Джозефу Смиту, а его книгу почитают даже больше Библии. Как и в Infinite, пророка изображали на витражах и фресках, ему ставили статуи и т.д. После такого глубокого и запутанного сюжета даже язык не поворачивается назвать компьютерную игру обычной «убийцей» свободного времени.


Наверное, глядя на все те последствия, которые вызывает навязанная религия в компьютерных играх, сегодня некоторые разработчики решили пойти более простым путём. Геймдизайнер Род Хамбл, получивший наибольшую известность как один из ведущих разработчиков симуляторов жизни The Sims 2 и The Sims 3, анонсировал в 2015-м году пошаговую стратегию Cults & Daggers, в которой игрокам предложено создать собственную религию и обратить весь мир в свою веру. Согласно сюжету, действие игры разворачивается в промежутке между смертью Будды и рождением Христа. Древние боги, потерявшие контроль над Землей, решили ее уничтожить.


Основная идея состоит в том, что игрок должен остановить разбушевавшихся богов. Религиозному лидеру будут помогать его ученики и последователи, которым предложат раздавать самые разные поручения: от чтения уличных проповедей и поиска новых сторонников до расправ с идеологическими противниками. По сути, игра является нейтральной и не должна разжигать конфликты.

Религия в классике

Если вспомнить, как показана религия в классических играх, то можно выделить два эпических проекта, в которых мало кто берется за оспаривание сюжета. Но, тем не менее, придраться есть к чему.

В своей Civilization Сид Мейер показал религию по-своему. По мнению разработчика, чем больше у твоей цивилизации религий, тем больше доступных культовых построек, а значит – выше уровень культуры. В реальной же истории мировых цивилизаций всё было наоборот. Религиозное «поглощение» приводило к ослаблению уровня культуры, что вело к уничтожению цивилизации. К примеру, расцвет цивилизаций арабов, финикийцев, гиксосов и ацтеков всегда происходил в период существования только одной господствующей религии. Остальные же религии либо уничтожались на корню, воспринимаясь как ересь, подрывающая идейную целостность народа, либо они являлись второсортными верованиями завоёванных народов.


Или взять серию Total War, а в частности - «Закат самураев». Перед игроками предстаёт разобщенная Япония 1866 года. Каждый регион разрывается между двумя решениями: опереться на местную самурайскую власть или пустить европейцев. В первом случае игрок сохранит спокойствие внутри страны, но сдаст позиции на границах своих земель, а в случае торговли с Европой или Америкой он дает "зеленый свет" для строительства фабрик, покупки оружия и всяческого развития. Но тогда регионы будут охвачены самурайскими восстаниями. И ведь могло бы всё ограничиться экономикой или политикой, но без религии никак не обошлось. Если Япония начнет сотрудничать с Америкой, то в Страну Восходящего Солнца обязательно приедут протестантские пасторы. И самое интересное то, что в какой-то момент игры геймеру поступает «заманчивое» предложение: «Крестьяне поймали и убили двух христианских проповедников. Что сделать с крестьянами?» И варианты ответов:

Отпустить, как ни в чём не бывало

Дать им денег и похвалить

Наказать этих крестьян и извиниться перед американцами.

Что тут скажешь – необычный подход к совершению самосуда. Многими эти варианты ответов были восприняты отнюдь не положительно.


И напоследок хотелось бы вспомнить несколько религиозных игр разных жанров, сюжеты которых довольно разнообразны и совсем не скучны.

Квест, в котором главным героем является раввин по имени Рассел Стоун. Полиция подозревает его в убийстве одного из прихожан. Стоун начинает заниматься расследованием, параллельно пытаясь разобраться в собственном кризисе веры. В конечном итоге он раскрывает систему тайных организаций, цель которых - подорвать авторитет иудаизма.

Действие этого бескровного шутера происходит в Риме в эпоху Нерона. Главный герой вооружен полученным от ангела господня мечом, который испускает лучи святого духа. Под воздействием лучей демоны дематериализуются, а римские солдаты становятся христианами.

Left Behind: Eternal Forces

Стратегия, в которой Бог забрал в рай всех детей и праведников, а миром правит антихрист, который заселился в румынского политика. Игрок должен возглавить движение подпольных христиан «Отряд скорби», бороться с Карпати (политиком) и обращать грешников в христианскую веру. А если грешники никак не обращаются, то их можно расстреливать. Правда, убийства не поощряются и отрицательно влияют на боевой дух команды.

Стратегия, в которой игроку предлагается возглавить один из народов, населявших Ближний Восток в VI веке н.э., и проследить за историей становления ислама. Также игрок должен объединять арабские племена, строить города и командовать армией.

Устройство храма

Эта игра является отличной «обучалкой» для детей, которые не знают, как устроен храм и как называются находящиеся в нем предметы. Пользователь управляет славянским мальчиком, который блуждает по православному храму без определенной цели. Герой игры может только здороваться с другими персонажами и задавать им определенные вопросы. Звонари, уборщицы и другие служащие храма в ответ объясняют, что такое паникадило и солея. Время от времени героя подбадривает голос Валерия Золотухина.

Hanuman: Boy Warrior

Здесь геймеру предложено играть за обезьяноподобное божество по имени Хануман, бороться против злых существ и знакомиться с основами индуизма. Стоит заметить, что в индии игру приняли довольно холодно, возмущаясь тем, что божеством можно управлять при помощи джойстика.

На самом деле, некоторым разработчикам действительно нужно быть осторожнее с творческой трактовкой религии в своих проектах. Геймеры разные бывают.

Дополнение выйдет 25 июля и в нем игрок станет на тропу войны с религиозными фанатиками Энсгаланте, которые терроризируют весь Нью-Бордо. Это далеко не первый случай, когда в видеоиграх фигурируют секты, безумные религиозные организации и их ужасные деяния. Мы постарались вспомнить самых интересных таких представителей и кратко рассказать о каждом из них.

Юнитология - серия Dead Space

Юнитология появилась в Dead Space в 2215 году и утверждает, что все человечество создано пришельцами и после смерти люди отправляются на небеса с помощью артефакта Черный Абелиск. Вот только для того, чтобы воссоединиться с праотцами необходимо всего лишь умереть.

Самое ужасное - Майкл Альтман, изучавший Обелиск и ставший впоследствии мессией Юнитологии слишком поздно узнал об опасностях артефакта и не успел рассказать о них остальным. Майкл был убит правительственными агентами, которые успели попасть под влияние Обелиска. А его имя было использовано для создания образа пророка-мученика в истории культа.

Орден - серия Silent Hill

Культ Ордена во вселенной Silent Hill и его члены являются главными антагонистами всей серии и так или иначе появляются в каждой ее игре. Они ожидают пришествие некоего ребенка, имеют свои «священные» книги и писания, поклоняются Богу Солнца, которого часто изображают в женском обличии. Кроме этого, организация имеет полноценную и прописанную мифологию со своей историей и философией, которую игрок может узнать внимательно изучая окружающий мир.
Кроме черной магии, тайных ритуалов и кровавых жертвоприношений Орден занимается и более приземленными делами - оборотом наркотиков, похищениями, убийствами и промыванием мозгов жителям близлежащих городков.
Орден является одним из самых известных и ужасающих религиозных культов в видеоиграх.

Хабологи - Fallout 2

Это учение было основано задолго до Великой Войны писателем Диком Хаббеллом. Не смотря на жесткую критику и скорому запрету со временем Хабологи смогли проникнуть в правительство, отменить запрет и начать активную пропаганду своего учения через телевидение.

Последователи Хаббелла верят, что Вселенная - своеобразное Колесо Жизни. Все неверующие находятся на его ободе, словно грязь, по которому прокатывается колесо во время движения. Верующие же - это спицы Колеса, лидеры секты и сам Дик Хаббел - центр, ступица, вокруг которой все вращаются. Еще Хабологи верят в нейродины - своеобразные чакры. Они даже придумали аппарат для очистки нейродин.

Игрок может вступить в ряды сектантов, выполнив ряд квестов. Кроме этого, Избранный может уничтожить всех Хабологов и даже выбрать одну из двух возможных смертей культистов.

Религия в Patapon

Религия в симуляторе бога Patapon представляет собой ритуальный культ, в принципе, ранних людей, которые приносят в жертву верховному божеству (игроку) различные подношения, дары, и вводят себя в боевой транс, чтобы уничтожить в его угаре остальные племена, которые адаптировали этот же культ. Таким образом верующие надеются дойти до конца мира.

Со временем Patapon погружает в роль незримого вождя и иллюстрирует, как племя растет с собственным культом и системой ценностей, прям как это раньше и было.

Культ Идона - Bloodborne

В Bloodborne происходит раскол официальной местной церкви из-за того, что ее главы не смогли концептуализировать и установить центральные догмы. Одни думает, что человек должен потреблять святую кровь, другие - выходить на контакт с богами непосредственно, а уже сами боги помогут людям стать ближе к ним. Помогут пройти теозис и обожение.

Посреди этих события появляется церковь Идона, которая ни в одну категорию не попадает. Из-за этого к Идону появляется очень спорное отношение. У Идона нет мощей, нет крови, нет плоти, которые можно употреблять и которым можно молиться. Он существует только в виде голоса и сам говорит со своей паствой. Церковь Идона явно не очень любят и говорят, что своим голосом он сводит с ума. Также культ Идона в качестве священного медиума использует не кровь, как распространено в мире Bloodborne, а ртуть, которая ассоциируется в Ярнаме с непонятным и мистическим.